Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Суд и государственное управление

Соотношение судебной власти и государственного управления

Система государственного управления в демократических странах представляет собой совокупность трех обособленных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно посредством этих трех ветвей власти реализуется принцип разделение властей. Соблюдение этого принципа, четкое представление иерархии системы государственного управления, органов, осуществляющих это управление, определяют целостность государственного управления.

Замечание 1

Без существования судебной ветви власти невозможно полноценное функционирование законодательной и исполнительной ветвей.

Система органов судебной власти характеризуется высокой сложностью, поскольку в нее входят суды различного назначения, например, общей юрисдикции, военные, конституционный, арбитражный и другие суды. Согласно основному нормативному документу России особым статусом наделяют конституционные суды и мировых судей.

Назначение судов состоит в осуществлении правосудия через регулируемый процессуальным правом процесс судопроизводства. Российское законодательство допускает привлечение к осуществлению правосудия представителей народа, выступающих в форме присяжных заседателей.

Судебная власть призвана обеспечивать реализацию своей основной функции, которая состоит в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в общественной, государственной, социально-экономической сферах жизнедеятельности. В качестве носителей судебной власти выступают судьи.

Международное право определяет цель судебной власти, выражаемую в обеспечении реализации таких принципов как компетентность, независимость, беспристрастность, ожидаемые к реализации каждым гражданином при обращении в судебные инстанции или к любому судье-носителю доверия механизма защиты законных прав и интересов.

Судебная власть представляет собой сложную подсистему государственного управления, представленную учреждениями суда, имеющими самостоятельную структуру.

«Суд и государственное управление» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В странах, основанных на принципах демократии и соблюдение закона, судебная власть и формируемое к ней отношение в обществе играют крайне важную роль. Судебная власть не должна являться средством репрессии, используемым государством. Суд обязан защищать права и интересы, подкрепленные законом. Судебная власть обладает уникальной возможностью осуществление воздействие, как на законодательную, так и на исполнительную ветви власти, посредством применение действующих законов.

Разновидности присутствия государственного управление в судебной власти

Замечание 2

Характер государственного управление можно определить как исполнительно-распорядительный, организующий и подзаконный.

В рамках судебной власти государственное управление может присутствовать в виде двух разновидностей:

  • во-первых, в виде реализации самой судебной власти. Суть этого выражается в реализации конституционных полномочий, обеспечивающих отправление правосудия посредством конституционных, гражданских, уголовных и административных судов, обеспечивающих судебную защиту законных прав и интересов. Реализация судебной власти возложена на лиц, которые замещают государственные должности судебной системы, то есть судей;
  • во-вторых, в форме государственного управления, нацеленного на организацию обеспечения работы судебных органов на эффективной основе.

Системность государственного управления в судах выражается в реализации следующих функций:

  • по организации и координации судебной работы;
  • по отбору, расстановке и переподготовке персонала судебной системы;
  • по формированию рабочих мест и подготовке помещений, в которых будет осуществляться судебная деятельность;
  • по установлению регламента работы судебных органов власти;
  • по комплектованию судов необходимым персоналом вспомогательного характера;
  • по обобщению судебной практики;
  • по выпуску информационно-методических материалов;
  • по статистическому учету принятых судебных решений и так далее.

Каждому судебному органу присущи оба рассмотренных вида деятельности, однако первый из них выходит за рамки государственного управления, а второй представляет собой собственно государственное управление, призванное обеспечивать эффективное функционирование первого.

Замечание 3

Государственное управление в судебной системе ограничено организационной функцией, поскольку государство не может вмешиваться в судебный процесс.

Цель государственного управления в судебной сфере состоит в обеспечении возможности реализации судами неуправленческой части государственных полномочий.

Правовые системы как основа функционирования судебной системы

Правовые системы разных стран классифицируются на следующие разновидности:

  1. правовые системы, основанные на каноническом праве. Примером таких систем являются мусульманские, иудейские, индусские;
  2. правовые системы традиционалистского характера. В основе этих систем находятся традиции и обычаи, сложившиеся в процессе функционирования народа в его общественной и государственной жизни. Примерами таких правовых систем являются системы восточных государств и государств Центральной Африки;
  3. правовые системы идеологизированного характера. Отличием этих систем является наличие значительного набора установок и требований идеологического характера, прилагаемых к правовым инструментам и механизмам;
  4. романо-германская или европейская континентальная правовая система;
  5. англо-американская или англосаксонская правовая система, которую также называют системой общего права.

Две последние системы имеют наибольшее распространение, в результате чего они даже обозначаются термином «семья права». Каждая из этих семей характеризуется определяющей чертой, в качестве которой в континентальной правовой семье выступает отношение к закону, основанное на уважении, а в англо-американской семье – наделение судебного прецедента силой закона.

Судебные системы разных стран, несмотря на их значительные отличия, обладают определенными общими моментами, к числу которых относятся:

  • индивидуализация правового регулирования;
  • отсутствие конституционной детализации структуры судебной системы;
  • наличие в судебной системе наряду с судами общей юрисдикции специализированных судов, к примеру, налоговых, экологических или семейных;
  • увеличение значимости института судебного конституционного контроля;
  • рост объема полномочий конституционных судов;
  • стремление к судебному контролю транснационального характера.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot