Конституционный референдум: сущность понятия
Конституционные референдумы – это референдумы, которые проводят для принятия новой конституции либо для внесения в действующую конституцию неких изменений или дополнений.
Референдум - это одна из многих форм проявления демократии. Другими словами, это непосредственное участие всего общества в решении государственных вопросов. Все граждане, достигшие определенного возраста, обладающие избирательным правом имеют право участвовать в референдуме.
Виды референдумов
Согласно конституции, референдумы можно разделить на следующие виды:
- конституционный - изменение или дополнение Конституции, ее проекта, принятое на основании всенародного голосования;
- местный - волеизъявление народа в масштабе определенной территории (государства, города, области, округа, района);
- императивный – решение народа, принятое путем прямого волеизъявления, и имеющее обязательную правовую силу;
- законодательный - итоги народного голосования по согласию или отрицанию вопроса о принятии закона;
- консультативный - всеобщее мнение народа, по государственно важному вопросу, которое обязаны учитывать при принятии решения (закона или другого нормативного правового акта) органы государственной власти;
- обязательный - это народное голосование по определенному вопросу, предусмотренное конституцией;
- факультативный - референдум, назначенный компетентными органами по своей инициативе, по вопросам, предусмотренных конституцией.
Конституционный референдум – это завершающий этап в процедуре конституционных изменений.
Особенности конституционных референдумов в разных странах
Страны Европы, которые приняли действующие конституции на основании референдума: Албания, Азербайджан, Андорра, Эстонии, Армения, Латвии, Литвы, Ирландия, Россия, Швейцария, Турция, Франция. Конституционный референдум проводят Австрия, Испания, Словения, Черногория, Италия, Молдова, Сербия, Румыния.
В отдельных странах перед тем как провести конституционный референдум, необходимо сначала утверждение конституции парламентом. К таким странам относятся: Сербия, Польша, Испания.
В странах СНГ принятия главного закона демократическим путем, на референдуме обосновывалось формированием абсолютно новой государственности и высоким уровнем потребности обеспечить легитимность конституционному законотворчеству.
Конституционные референдумы проводятся, если возникает необходимость внесения в конституцию определенных поправок и изменений. В таком случае проведению Конституционного референдума предшествует принятие проектов поправок парламента или учредительного собрания, и уже позже волеизъявление народа одобряет или отрицает эти изменения.
В Армении, Азербайджане и Таджикистане внесение поправок в Конституцию возможно только непосредственно по результатам соответствующего референдума.
Среди более развитых стран возможность внесения конституционных поправок исключительно на референдуме предусматривается в Швейцарии на федеральном и кантональном уровне, в определенных штатах Америки.
В таких странах, как Литва, Эстония, Беларусь, Колумбии, а также в некоторых других государствах исключительно на конституционном референдуме можно решить вопрос о внесении поправок к определенным разделам или отдельным статьям конституции.
Свои характерные особенности имеет конституционный референдум в Эквадоре. Только президент может назначить проведение конституционного референдума для утверждения избирательным корпусом проекта поправок к основному законопроекту. Для парламента решение, которое было принято на соответствующем референдуме, является обязательным.
Использование конституционного референдума в качестве способа одобрения и принятия новой конституции или для корректировки действующей конституции, чаще всего носит характер политико-правовой традиции. В основном конституционные референдумы в Соединенных Штатах Америки проходили на уровне субъектов федерации, а также в Швейцарии на государственном уровне и уровне субъектов.
Конституционный референдум может восприниматься как должное, что заставляет усомниться в законодательной функции парламента. Подобный вопрос возникает главным образам тогда, когда законодательный референдум имеет право назначать президента на свое усмотрение.
Неоднозначно можно оценить проведение референдума по решению самого парламента: это похоже на отказ законодательного органа осуществлять свои полномочия.
Конституционный референдум, учрежденный в Аргентине, имеет свои особенности. Подобный референдум, также называется «народная консультация», организуется для принятия определенного вопроса, по инициативе парламента. В случае положительного исхода референдума парламент обязан принять закон, в соответствии с которым президент не может применять вето.
Роль конституционного референдума в разных странах
В разных странах референдум выполняет разную роль, в частности он может:
- Выступать в качестве обязательной стадии процесса пересмотра всей конституции страны (Испания, Австрия) - в соответствии с ст. 44.3 австрийского Основного закона пересмотр федеральной Конституции происходит по требованию 1/3 членов любой палаты; ст. 168 испанской конституции предусматривает, что предложение о пересмотре конституции должно быть одобрено 2/3 голосов каждой из палат, только после этого Парламент распускается; избранные палаты решают вопрос о пересмотре конституции, принимают новый текст Основного закона 2/3 голосов палат и только после этого новый текст закона выносится на референдум для ратификация;
- Выступать как необходимый компонент полного пересмотра Союзной конституции (Швейцария) – согласно ст. 138 и 140 действующей конституции проводится по народной инициативе, ст. 140, 193 - при разногласиях палат Парламента; необходимость проведения пересмотра тоже решает референдум (ст. 193); в силу пересмотренная Союзная конституция вступает после принятия «народом и кантонами» (ст. 195);
- Выступать как обязательная часть процесса частичного пересмотра и внесения изменений в конституцию (Ирландия, Дания, Андорра, Швейцария) – датская Конституция ст. 88 предусматривает, что после принятия проекта об изменении любого конституционного положения сессиями старого и нового избранного Фолькетинга проект Закона передается на референдум; изменение становится частью действующей Конституции при одобрении не менее, чем 40% избирателей.