Подходы к вопросу разделения властей
В 1992–1993 годах все большее число политиков склонялось к введению принципа разделения властей для наиболее полного и четкого разделения полномочий каждой из них.
Неудивительно, что на рубеже 1992-1993 годов были сформированы два подхода к решению данной проблемы.
Первый подход заключался в постепенном изменении существующей Конституции за счет внесения поправок. Таким образом, его сторонники (в том числе, председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов) считали, что нет особой необходимости в принятии нового Основного закона.
Приверженцами второго подхода выступали действующий Президент Ельцин со своими союзниками. С их точки зрения, советская система была несовместима с демократией, и потому принципиально было создать новую систему с нуля. Россия в итоге должна была стать президентской республикой, а первым шагом к этому стало бы принятие Конституции.
Проведение референдума
Обстановка в стране все более накалялась на фоне противостояния Верховного Совета и Президента с его сторонниками. Проведенные зимой 1993 года по настоянию председателя Конституционного суда переговоры не принесли результатов.
Когда весной Ельцин выступил на телевидении с объявлением о приостановке действия Конституции и «введении нового порядка управления», Конституционный суд РФ усмотрел в этом основания для его отрешения от должности. Речь шла о неконституционности действий Президента.
Съезд народных депутатов ответил на это попыткой объявления импичмента 26 марта.
Однако она не увенчалась успехом в связи с появлением настоящего текста указа, не содержащего грубых нарушений Конституции.
Далее Съезд народных депутатов назначил всероссийский референдум с вынесением на него 4 вопросов о доверии к Президенту. Число проголосовавших составило более 64 % , и потому он был признан состоявшимся. Однако половина ответов на вопросы были неоднозначно истолкованы, однако все же означали для самого Ельцина его победу.
Конституционное совещание
1 сентября 1993 года Президент подписал указ об отстранении от исполнения обязанностей вице-президента А.В. Руцкого в связи с обвинениями его в коррупции, которые не подтвердились. Фактически Руцкий давно занял позицию Верховного Совета.
В ответ на этот указ Верховный Совет возразил о невозможности отстранения вице-президента Президентом, так как подобные нормы не содержались в Конституции, и подал соответствующее ходатайство в Конституционный суд. Верховный Совет мотивировал свое решение тем, что Ельцин взял на себя полномочия органов судебной системы.
Разгон Верховного Совета
Наибольший накал внутриполитической обстановки происходил в конце сентября – начале октября 1993 года.
Когда 21 сентября 1993 года Президентом был подписан указ о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, Конституционный суд как раз вынес решение по ходатайству Верховного Совета о неконституционности отстранения вице-президента от должности, признав действия Президента противоречащими Конституции.
Верховный Совет настаивал на прекращении полномочий Президента и их передаче в соответствии с законодательством вице-президенту А. В. Руцкому. Х Съезд народных депутатов, созванный в чрезвычайном порядке, утвердил решение Верховного Совета, а действия Ельцина обозначил как попытку госпереворота.
Штурм Дома Правительства
В дальнейшем политическая борьба и конституционный кризис привели к штурму Дома Правительства 3 и 4 октября 1993 года с использованием бронетехники, что привело к многочисленным жертвам и арестам руководителей Верховного Совета.
После штурма Белого дома Ельцин добился проведения всероссийского референдума по проекту новой Конституции с одновременными выборами в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва.