Советский государственный аппарат 1954—1977 гг.
Изменения в советском госаппарате 1954—1977 гг. – это изменения, которые произошли в структуре государственного механизма Советского Союза в период с 1954 по 1977 гг.
С середины 1953 года после смерти И.В. Сталина в советском обществе начались процессы, направленные на демократизацию в социальной и государственной жизни. Во главе страны встал Н.С. Хрущев. Изменяется внутренняя и внешняя политика СССР, наблюдаются трансформации принципов и некоторых сфер права, начинается борьба с культом личности Сталина.
В 50 - 60 гг. XX века идет усиленная перестройка государственного аппарата, что обусловлено желанием руководства страны демократизировать содержание и государственную структуру, преодолеть сложившийся в стране чрезмерный централизм. Однако, нередко предпринимаемые меры не соответствовали своему назначению, оказывались непродуманными проектами, оторванными от реальной жизни и не выдержавшими испытания практикой (даже кратковременного).
Процессы демократизации привели к принятию мер, которые были направлены на повышение роли и активизацию деятельности Советов. ЦК КПСС в январе 1957 г. утвердил постановление об усилении и улучшении деятельности Советов депутатов, усилении их связи с народными массами. Принятые меры привели к более частому созыву сессий, активизации деятельности постоянных комиссий, укреплению связей Советов с населением. На сессиях обсуждались и решались проблемы развития культуры и народного хозяйства.
Результаты реорганизации управления экономикой:
- разделение районных, областных, краевых Советов депутатов и партийных комитетов на сельские и промышленные нарушило единство власти, привело к нарушениям в структуре управления;
- административно-командная система, носящая централизованный характер, тормозила дальнейшее развитие экономики, сковывала любую инициативу предприятий, обострились вопросы повышения эффективности управления экономикой;
- принцип управления промышленными предприятиями по отраслям сменился территориальным принципом;
- были упразднены отдельные союзно-республиканские и общесоюзные министерства.
В результате реорганизации экономики весь Советский Союз был поделен на 105 административных экономических районов. Каждый из районов имел свой совнархоз – Совет народного хозяйства, в полномочия которого входило управление всеми предприятиями и строительством.
Принцип территориального управления преследовал целью:
- приближение процессов управления к производству;
- усиление в разных отраслях народного хозяйства кооперации;
- преодоление ведомственных барьеров.
Однако, перечисленные выше меры носили отрывочный, частичный характер, не касались ведущих отраслей экономики и основ командно-административной системы, поэтому своей цели так и не достигли. Управление государством продолжало осуществляться строго централизованно.
Государственное управление союзными республиками
В конце 50-х гг. расширяются права союзных республик в сфере законодательства и правосудия. В феврале 1957 г. Верховным Советом СССР был издан закон, благодаря которому к ведению республик были отнесены вопросы законодательства, устройства судов, принятия уголовного, гражданского и процессуальных кодексов. В это же время был принят закон, согласно которому в ведение союзных республик переходило решение вопросов административно-территориального, краевого и областного устройства. За Союзом сохранялось право на утверждение новых автономных областей и республик, национальных округов.
В 1956 г. была ликвидирована Карело-Финская ССР и создана Карельская АССР, входящая в состав Российской Федерации.
Изменения, произошедшие в управлении союзными республиками:
- Проведены мероприятия по восстановлению прав народов, репрессированных в годы Великой Отечественной войны (карачаевцев, чеченцев, балкарцев и др.).
- Расширились административно-хозяйственные права республик. В ведение республик из союзного подчинения было передано более 11 тыс. промышленных предприятий.
- Советы Министров республик получили право самостоятельно утверждать производственные планы, рассматривать вопросы распределения промышленной продукции, которая вырабатывалась предприятиями республиканских ведомств и министерств.
- В государственном бюджете отменялось деление бюджета на республиканский и местный. В общесоюзном бюджете указывались только суммы расходов по каждой из республик.
Изменения в законодательстве
В стране проводились мероприятия по укреплению законности и порядка: был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел; ликвидировано при МВД СССР Особое совещание. Многие репрессированные лица были реабилитированы, в восстановлении прав нуждались целые народы (немцы Поволжья, крымские татары).
Процессам реорганизации подверглись правоохранительные органы. Из состава МВД СССР в марте 1954 года был выделен Комитет государственной безопасности. В 1960 г. было ликвидировано МВД СССР, однако эта мера имела негативные последствия: была усложнена координация работы органов охраны общественного порядка в республиках, ослабился межреспубликанский обмен опытом по вопросам борьбы с преступностью, использование достижений науки и техники.
В 1956 г. в стране упразднили Министерства юстиции СССР и союзных республик. Их полномочия и функции были переданы Верховным судам СССР и союзных республик.
В 1955 году было принято Положение о прокурорском надзоре, восстанавливались принципы организации и работы прокуратуры. На Генерального прокурора СССР возлагался высший надзор за исполнением законов гражданами, должностными лицами, всеми учреждениями и государственными органами.
В 1957 г. было принято Положение о судах, в котором были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа. Надзорные функции Верховного Суда сужались, в то время как полномочия Верховных судов республик расширялись. В Верховном суде СССР дела пересматривались только при возникновении противоречий в постановлениях Верховных судов республик общесоюзному законодательству.
В 1958 г. единый народный суд района или города заменил участковую систему народных судов. Увеличился срок полномочий народных судей (с 3 до 5 лет). В 1964 году была восстановлена единая система партийных комитетов и Советов. Объединялись, действовавшие с 1962 г. в областях и краях промышленные и сельские парткомы и Советы.
В 1965 году система совнархозов упразднилась, вместо них восстанавливались союзно-республиканские и общесоюзные министерства.
В 1970 г. начали работу министерства юстиции союзных республик и Министерство юстиции СССР.