Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изменения в советском госаппарате в 1954—1977 гг.

Советский государственный аппарат 1954—1977 гг.

Замечание 1

Изменения в советском госаппарате 1954—1977 гг. – это изменения, которые произошли в структуре государственного механизма Советского Союза в период с 1954 по 1977 гг.

С середины 1953 года после смерти И.В. Сталина в советском обществе начались процессы, направленные на демократизацию в социальной и государственной жизни. Во главе страны встал Н.С. Хрущев. Изменяется внутренняя и внешняя политика СССР, наблюдаются трансформации принципов и некоторых сфер права, начинается борьба с культом личности Сталина.

В 50 - 60 гг. XX века идет усиленная перестройка государственного аппарата, что обусловлено желанием руководства страны демократизировать содержание и государственную структуру, преодолеть сложившийся в стране чрезмерный централизм. Однако, нередко предпринимаемые меры не соответствовали своему назначению, оказывались непродуманными проектами, оторванными от реальной жизни и не выдержавшими испытания практикой (даже кратковременного).

Процессы демократизации привели к принятию мер, которые были направлены на повышение роли и активизацию деятельности Советов. ЦК КПСС в январе 1957 г. утвердил постановление об усилении и улучшении деятельности Советов депутатов, усилении их связи с народными массами. Принятые меры привели к более частому созыву сессий, активизации деятельности постоянных комиссий, укреплению связей Советов с населением. На сессиях обсуждались и решались проблемы развития культуры и народного хозяйства.

Результаты реорганизации управления экономикой:

  • разделение районных, областных, краевых Советов депутатов и партийных комитетов на сельские и промышленные нарушило единство власти, привело к нарушениям в структуре управления;
  • административно-командная система, носящая централизованный характер, тормозила дальнейшее развитие экономики, сковывала любую инициативу предприятий, обострились вопросы повышения эффективности управления экономикой;
  • принцип управления промышленными предприятиями по отраслям сменился территориальным принципом;
  • были упразднены отдельные союзно-республиканские и общесоюзные министерства.
«Изменения в советском госаппарате в 1954—1977 гг.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В результате реорганизации экономики весь Советский Союз был поделен на 105 административных экономических районов. Каждый из районов имел свой совнархоз – Совет народного хозяйства, в полномочия которого входило управление всеми предприятиями и строительством.

Принцип территориального управления преследовал целью:

  • приближение процессов управления к производству;
  • усиление в разных отраслях народного хозяйства кооперации;
  • преодоление ведомственных барьеров.
Замечание 2

Однако, перечисленные выше меры носили отрывочный, частичный характер, не касались ведущих отраслей экономики и основ командно-административной системы, поэтому своей цели так и не достигли. Управление государством продолжало осуществляться строго централизованно.

Государственное управление союзными республиками

В конце 50-х гг. расширяются права союзных республик в сфере законодательства и правосудия. В феврале 1957 г. Верховным Советом СССР был издан закон, благодаря которому к ведению республик были отнесены вопросы законодательства, устройства судов, принятия уголовного, гражданского и процессуальных кодексов. В это же время был принят закон, согласно которому в ведение союзных республик переходило решение вопросов административно-территориального, краевого и областного устройства. За Союзом сохранялось право на утверждение новых автономных областей и республик, национальных округов.

В 1956 г. была ликвидирована Карело-Финская ССР и создана Карельская АССР, входящая в состав Российской Федерации.

Изменения, произошедшие в управлении союзными республиками:

  1. Проведены мероприятия по восстановлению прав народов, репрессированных в годы Великой Отечественной войны (карачаевцев, чеченцев, балкарцев и др.).
  2. Расширились административно-хозяйственные права республик. В ведение республик из союзного подчинения было передано более 11 тыс. промышленных предприятий.
  3. Советы Министров республик получили право самостоятельно утверждать производственные планы, рассматривать вопросы распределения промышленной продукции, которая вырабатывалась предприятиями республиканских ведомств и министерств.
  4. В государственном бюджете отменялось деление бюджета на республиканский и местный. В общесоюзном бюджете указывались только суммы расходов по каждой из республик.

Изменения в законодательстве

В стране проводились мероприятия по укреплению законности и порядка: был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел; ликвидировано при МВД СССР Особое совещание. Многие репрессированные лица были реабилитированы, в восстановлении прав нуждались целые народы (немцы Поволжья, крымские татары).

Процессам реорганизации подверглись правоохранительные органы. Из состава МВД СССР в марте 1954 года был выделен Комитет государственной безопасности. В 1960 г. было ликвидировано МВД СССР, однако эта мера имела негативные последствия: была усложнена координация работы органов охраны общественного порядка в республиках, ослабился межреспубликанский обмен опытом по вопросам борьбы с преступностью, использование достижений науки и техники.

В 1956 г. в стране упразднили Министерства юстиции СССР и союзных республик. Их полномочия и функции были переданы Верховным судам СССР и союзных республик.

В 1955 году было принято Положение о прокурорском надзоре, восстанавливались принципы организации и работы прокуратуры. На Генерального прокурора СССР возлагался высший надзор за исполнением законов гражданами, должностными лицами, всеми учреждениями и государственными органами.

В 1957 г. было принято Положение о судах, в котором были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа. Надзорные функции Верховного Суда сужались, в то время как полномочия Верховных судов республик расширялись. В Верховном суде СССР дела пересматривались только при возникновении противоречий в постановлениях Верховных судов республик общесоюзному законодательству.

В 1958 г. единый народный суд района или города заменил участковую систему народных судов. Увеличился срок полномочий народных судей (с 3 до 5 лет). В 1964 году была восстановлена единая система партийных комитетов и Советов. Объединялись, действовавшие с 1962 г. в областях и краях промышленные и сельские парткомы и Советы.

В 1965 году система совнархозов упразднилась, вместо них восстанавливались союзно-республиканские и общесоюзные министерства.

В 1970 г. начали работу министерства юстиции союзных республик и Министерство юстиции СССР.

Дата написания статьи: 23.09.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot