Федеративное устройство государства, сущность федерализма в России
Федерализм — это одна из наиболее рациональных концепций устройства государства.
Федерализм является сложным и многообразным явлением, которое можно рассматривать, как:
- принцип государственного устройства;
- форму и режим государственного устройства, которые позволяют обеспечить оптимальное и наиболее рациональное взаимодействие общественных и государственных структур, единство в многообразии;
- способы организации государственной власти «по горизонтали» и «по вертикали», государственно-властных полномочий, волеизъявление структур, составляющих гражданское общество;
- наличие нескольких уровней государственного управления, позволяющих решать ряд специфических проблем;
- форму демократизации процессов управления в обществе;
- форму и принцип территориальной организации общества, позволяющие в границах многонационального государства сохранить исторически сложившееся многообразие обычаев, традиций, культуры разных слоев и групп населения, средство решения национального вопроса;
- организационное сообщество, призванное удовлетворять интересы и потребности населения и государственных институтов, распространяющее территориально политическую власть во имя свободы;
- способ формирования единого геополитического пространства;
- совокупность политико-правовых норм, обеспечивающих в государстве федеративные отношения.
Сущность федерализма заключается в его предназначении – он является инструментом глобальной мирной интеграции разнонационального населения в единое сообщество. Одной из форм проявления сущности федерализма является федерация — особое федеративное устройство государства.
Становление современного федерализма в России
Основными предпосылками становления федерализма в России в 90-х гг. XX века стали: неизбежность сохранения национального подхода при структурировании федерации, характерного для советского периода государственности; сложная политическая конъюнктура, предполагающая распад единого государства (парад «суверенитетов» и др.).
Конституция 1993 года с целью согласования вышеуказанных обстоятельств, преодоления негативных тенденций государственно-правового развития закрепила действующую модель федерализма. Конституция закрепила широкий круг вопросов совместной компетенции, пределы федерального законодательного регулирования в этой сфере заданы самим федеральным законодателем при принятии конкретного закона.
Российский федерализм в настоящее время (начиная с 2000-х годов) направлен в сторону значительной централизации государственной власти, уровень реализации которой позволяет указать на наличие в РФ «унитарного федерализма».
В РФ распределение предметов ведения и полномочий в целом происходит без конкретизации по существующим ветвям власти, то распределение исполнительной компетенции осуществляется подобно распределению законодательной компетенции, федерация обладает значительным перевесом в сфере исполнительной власти.
Основные признаки унитаризации РФ в современных условиях:
- концентрация в руках федерального центра законодательной компетенции;
- сужение практики договоров регулирования федеративных отношений;
- наличие двух властных вертикалей — законодательных и исполнительных органов власти;
- сосредоточение политической жизни на федеральном уровне.
Реализации исполнительного федерализма в России
Развитие федерализма в России акцентировано на ряде аспектов:
- наличие конституционного принципа единства органов исполнительной власти в РФ в рамках предметов ведения самой Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов;
- новый порядок наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ региональными законодательными органами по представлению Президента, включая возможность роспуска местных парламентов в ситуации двукратного не утверждения представленной кандидатуры;
- отношения субординации высшего должностного лица с Президентом;
- право Президента контролировать эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
- полномочия высшего должностного лица субъекта РФ по организации взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.
Исполнительный федерализм основывается на иерархических отношениях между самой Федерацией и ее субъектами по вопросам исключительного ведения РФ. Закрепленная за Федерацией компетенция обычно ограничена законодательными полномочиями. Исполнение законодательных актов входит в остаточные полномочия регионов.
Реализация в РФ принципа исполнительного федерализма созвучна с точкой зрения о том, что управление в некоторых сферах общественной жизни должно выстраиваться по принципу «двойного подчинения». В советский период этот принцип означал двойное подчинение исполнительных комитетов соответствующим Советам, которыми они избирались, были призваны проводить в жизнь решения исполнительных органов, а также вышестоящему исполнительному комитету или Совету Министров.
В настоящее время в научной литературе высказывается мнение, что в России существует модель раздельного управления. Содержание ст. 73 и ст. 77 Конституции указывается только на конституционно обозначенную границу между единой системой исполнительной власти в РФ и исполнительной властью в субъектах РФ. Единство системы исполнительной власти выражается только в том, что нормативно-правовые акты государства и акты федерального Правительства обязательны, как для органов исполнительной власти субъектов Федерации, так и для федеральных ведомств и министерств. Вопрос распределения исполнительной власти по вертикали (раздельная или смешанная), конкретизация конституционных положений должна осуществляться согласно действующему законодательству.