Общая характеристика
Принципы информационного права являются основой правового регулирования информационных отношений. Они представляют собой основные юридические положения, которые объясняют и закрепляют закономерности в общественных отношениях в информационной сфере.
С помощью принципов информационного права формируется право, как индивидуальная отрасль. Основополагающей платформой принципов информационного права выступают основные конституционные положения и нормы, которые закрепляют информационные права и свободы, гарантируют их осуществление как объекта правоотношений на особенностях и юридических свойствах информации.
Основные принципы информационного права
К основным принципам информационного права относятся:
- Принцип приоритетности личностных прав. Статья 2 Конституции устанавливает принцип приоритетности личностных прав, который характеризуется признанием, соблюдением и защитой свобод и прав гражданина и человека, что является обязанностью государства, то есть органы государственной власти обязуются защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
- Принцип свободного распространения и производства различной информации, не противоречащей государственным законам.
- Принцип запрещения распространения информации, которая представляет вред и опасность для государства, личности, общества.
- Принцип свободного доступа информации, которая не ограничена государственным законом. Каждый гражданин и человек имеет право доступа к разной информации. Сущность принципа состоит в том, что государственные структуры не имеют права ограничивать доступ граждан к информации, в которой содержится соответствующая установленная компетенция. Она затрагивает права и свободы человека и гражданина, представляет общественный интерес. Ограничение устанавливается законами государства.
- Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. Данный принцип обязывает различные государственные структуры или органы местного самоуправления накапливать, собирать и хранить информацию и предоставлять всю нужную информацию в установленные сроки потребителям.
- Принцип законности. Субъекты информационного права должны неукоснительно соблюдать законодательство и Конституцию, поэтому информационно-правовое регулирование не должно противоречить законодательству и Конституции государства.
- Принцип ответственности. Применяется к информационно-правовому регулированию и означает, что нарушение предписаний и требований информационно-правовых норм влечет за собой наказание.
- Принцип «отчуждения» информации. Суть данного принципа заключается в том, что содержание не может физически отчуждаться от обладателя на юридической основе. Закономерность принципа состоит в том, что отчуждение прав посредством юридического механизма реализуется путем перехода прав на использование информации, согласно договора или по закону.
- Принцип оборото-способности информации формируется на основе юридических свойств. Отчуждение информации от ее автора происходит на основе ее перехода в новое положение «вещь». Суть заключается в превращении информации при обнародовании, в объект, который существует самостоятельно от автора и свободно включается в общественный оборот. Данный принцип защищает интересы участников общественных отношений при правовом регулировании отношений, основанных на обороте информации.
- Принцип информационного распространения.
- Принцип организационной формы. Основой данного принципа выступает организация информации на материальном носителе, при включении ее в качестве вещи в оборот. Закономерностью принципа является существование информации, находящейся в обороте не в свободной форме, а в четко определенной, например, в форме документа. Такие документы чаще всего юридически закрепляются и подтверждаются.
- Принцип экземплярности информации. Суть его заключается в тиражировании информации, распространяемой по экземплярам. Учет экземпляров ведется очень строго, так как они могут содержать государственную или коммерческую тайны.
- Принцип информационной вещи или обоюдного единства информации и ее носителя. Он основывается на свойствах обоюдного единства содержания информации и материального носителя, которые отображают ее.
Закономерность принципа информационной вещи сводится к тому, что:
- объективно существуют сложные информационные объекты или информационные вещи;
- в обороте информационных объектов существуют особенные категории их владельцев, которые используют обычные правомочия владельцев в ситуациях с такими объектами, при неукоснительном применении информационных правомочий ввиду содержания информации.
Описанный принцип устанавливает требования к юридическому механизму, обеспечивающему осуществление права информационной собственности.
Принципы распространения информации
Принцип свободного распространения и производства различной информации, не противоречащей государственным законам. Данному принципу присуща закономерность, которая основана на конституционных положениях, формирующих основу демократического государства, и выражающихся в ограничении свободы исключительно государственными законами, но, действующих только в интересах государства, личности, общества.
Принцип запрещения распространения информации, которая представляет вред и опасность для развития государства, личности, общества.
Целью данного принципа выступает защита государства, личности, общества от воздействия вредоносной информации. Закономерность принципа выражается в запрете, направленном на защиту прав, свобод и интересов общества и личности от вредоносного воздействия опасной информации.
Последствиями такого воздействия могут стать дестабилизации общества, нарушения информационных прав и свобод, стабильности и государственной целостности. Запретом может выступить только государственный закон, основанный на балансе демократических ограничений и свобод, не допустимых в демократическом обществе.
Принцип распространения информации строится на том, что она может неоднократно использоваться, копироваться в неограниченном количестве экземпляров, при этом содержание может оставаться неизменным. Сущность его заключается в принадлежности одной и той же информации неограниченному кругу лиц, но права на использование этой информации для различных категорий потребителей экземпляров разнятся.