Общественные отношения, возникающие между частными и публичными субъектами права в процессе финансовой деятельности органов государственной и муниципальной власти, носят комплексный характер. По своему политическому, социальному и правовому содержанию эти отношения изначально являются конфликтными.
Противоречия между частными и публичными имущественными интересами являются одной из закономерностей развития финансового права. Например, стремление государства увеличить объемы налоговых поступлений в бюджет вызывает недовольство физических и юридических лиц, желающих сохранить свои денежные средства.
Урегулировать подобные разногласия, или хотя бы максимально нейтрализовать, их негативные последствия можно с помощью механизма разрешения юридических конфликтов.
Понятие финансово-правового конфликта
Сферой возникновения финансово-правовых конфликтов являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Результатом возникшего противоборства сторон становится конфликтное финансовое правоотношение.
Однако наличие противоположных имущественных интересов у субъектов финансовых правоотношений еще не означает трансформации общественной связи между ними в юридический конфликт. Финансово-правовой конфликт возникает при осуществлении обеими сторонами различных действий или бездействия.
Многие финансово-правовые конфликты имеют системный характер, они обусловлены реализацией конституционных принципов формирования демократического социального государства. Это означает, что при решении публично значимых задач важно стремиться к достижению баланса интересов личности, общества и государства. Процедуры и способы достижения такого баланса многообразны, но важнейшее место в этом ряду занимают правовые средства.
Таким образом, финансово-правовой конфликт – это противоборство между субъектами финансовых правоотношений, возникающее при осуществлении финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Участники такого конфликта имеют разные интересы.
Противоречия в финансовой сфере носят потенциальный характер, они не всегда влекут возникновение конфликтных ситуаций. Своевременное выявление возможных разногласий, прогнозирование их развития могут стать факторами оптимизации финансового законодательства.
Наличие противоречий, способных перерасти в юридические конфликты, обусловливает необходимость императивного воздействия государства на поведение отдельных субъектов финансового права. При надлежащем исполнении ими своих обязанностей и соответствующей реализации государством своей финансовой компетенции противоречие не перерастет в конфликт, поскольку адекватно выбранные правовые средства поддерживают необходимый уровень финансовой дисциплины. Юридический конфликт в финансовой сфере возникнет при наличии двух условий:
- нежелание одной стороны следовать правовым предписаниям,
- несогласие другой стороны с правовым нигилизмом контрагента.
Противоположность имущественных интересов субъектов финансового права, их дифференцированное отношение к публичной финансовой деятельности, видовое и количественное многообразие объектов финансово-правового регулирования придают этим конфликтам различный характер и мотивацию.
финансами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Управление финансами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Классификация финансово-правовых конфликтов
По видам общественных отношений финансово-правовые конфликты подразделяют на следующие категории:
- налоговые;
- бюджетные;
- денежно-кредитные;
- страховые;
- валютные.
Комплексное представление о причинах разногласий дает классификация финансово-правовых конфликтов по признаку мотивации, одновременно позволяя проследить трансформацию противоречий в финансовой сфере в конфликтное финансовое правоотношение. В зависимости от мотивации в юридической науке выделяют:
- конфликт интересов;
- когнитивный конфликт.
Объектом конфликта интересов выступает стремление одного субъекта овладеть финансовыми средствами вопреки желанию другой стороны. Данный вид финансово-правового конфликта, как правило, становится следствием объективно существующего противоречия между публичными и частными финансовыми интересами и наиболее ярко проявляется в налоговых правоотношениях.
Когнитивный финансово-правовой конфликт возникает относительно спора о праве и в этом аспекте сопровождает и развивает конфликт интересов. Сущность данного вида конфликта заключается в стремлении каждой стороны, участвующей в производстве по делу о финансовом правонарушении, обосновать свою позицию.
Каждый вид финансово-правового конфликта требует адекватного механизма правового регулирования, неотъемлемым элементом которого выступают особые правовые средства разрешения разногласий.
Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов
Общей теорией права выработаны два способа разрешения юридических конфликтов:
- усилиями самих участников;
- с помощью третьей стороны.
Механизм разрешения финансово-правовых конфликтов имеет определенные особенности, отражающие приоритет властного правового воздействия на финансовые отношения и их публичный характер. Потенциально стороны такого конфликта имеют возможность урегулировать возникшее противоборство неформальными процедурами. Однако участие государства или муниципального образования в качестве обязательного субъекта финансового правоотношения в совокупности с преимущественно императивным методом правового регулирования не позволяет говорить о широком использовании и высокой эффективности неформальных процедур.
Поэтому приоритетное значение имеют юридизированные средства разрешения финансово-правовых конфликтов. Данные процедуры нормативно закреплены Конституцией России, которая легализовала возможность противоборства различных субъектов права, предусмотрев юридические средства разрешения конфликтов.
Правовые средства, используемые в механизме регулирования юридических конфликтов, выполняют раз личные функции, отражающие динамику противоборства сторон. Функциональные особенности позволяют классифицировать названные процедуры следующим образом:
- оказывающие позитивное регулирование;
- направленные на постепенное преодоление разногласий между сторонами конфликта;
- устанавливающие правовой режим запрета на конфликты, которые приводят к антиобщественным действиям.
Поскольку обязательным участником финансовых правоотношений, а следовательно, и стороной финансово-правового конфликта выступает государство или муниципальное образование, то одной из атрибутивных процедур разрешения конфликтных ситуаций является механизм «сдержек и противовесов». Данный способ наиболее применим к бюджетным правоотношениям, поскольку их участниками выступают представительная и исполнительная ветви государственной власти, органы местного самоуправления, а также судебная система.
На примере бюджетного процесса видно, что роль арбитра между конфликтующими сторонами отводится, как правило, законодательному органу власти. Даже в тех конфликтных ситуациях, когда одной из противоборствующих сторон является парламент, Бюджетный кодекс РФ закрепляет за ним приоритетное право выбора процедуры разрешения финансово-правового конфликта.
Другой юридизированной процедурой разрешения финансово-правовых конфликтов выступают согласительные процедуры. Использование их для разрешения противоречий между публичными субъектами предусмотрено Конституцией РФ. Наибольшее распространение согласительные процедуры получили в налоговых и бюджетных правоотношениях. В частности, в согласительном порядке происходит рассмотрение поправок во время третьего чтения проекта федерального бюджета.
Различные процедуры разрешения финансово-правовых конфликтов действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, развивая тем самым механизм преодоления конфликтной ситуации, позволяя восстановить первоначальный правовой статус публичных субъектов.