Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Механизмы регулирования финансовых споров

Субъекты финансовых правоотношений не свободны в своих действиях, они обязаны строго соблюдать действующее законодательство, выполнять соответствующие инструкции и другие нормативные акты. Отклонения от требований, предусмотренных финансовым правом, нарушения установленных норм, неправильное их толкование порождают разногласия, которые ведут к возникновению финансовых споров.

Судебная защита интересов субъектов финансового права является одним из важных направлений становления России как демократического государства, поскольку предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам отстаивать свои интересы, которые могут быть нарушены неправомерными действиями должностных лиц органов государственной или муниципальной власти.

Понятие финансово-правового спора

Определение 1

Финансово-правовой спор – это самостоятельный вид спора, возникающий между частными и публичными субъектами права в сфере финансовых отношений.

Ему присущи следующие черты:

  1. финансово-правовой спор представляет собой процессуальную категорию;
  2. сущность финансово-правового спора заключается в разногласиях между субъектами отношений, одним из которых всегда выступает орган государственной или муниципальной власти;
  3. возникший до судебного рассмотрения финансово-правовой конфликт не имеет юридического значения спора, поскольку с такими разногласиями закон не связывает никаких правовых последствий;
  4. финансово-правовой спор возникает с момента обращения заинтересованного лица с иском об устранении юридического конфликта в соответствующий суд;
  5. финансово-правовой спор возможен лишь при наличии правовой свободы, исключающей любое принуждение.

Основными причинами возникновения финансово-правовых споров являются:

  1. нарушение финансового законодательства органами государственной или муниципальной власти, вызванные пренебрежительным отношением должностных лиц различного уровня к соблюдению прав граждан;
  2. неисполнение или недобросовестное исполнение финансового законодательства гражданами или юридическими лицами (неуплата налога, нецелевое использование выделенных денежных средств и т.п.);
  3. различное толкование действующего финансового законодательства органами власти и гражданином;
  4. наличие пробелов в финансовом законодательстве;
  5. добросовестное заблуждение относительно содержания или объема прав гражданина, предъявление к органам власти необоснованных требований.
«Механизмы регулирования финансовых споров» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

По своей сути, финансово-правовой спор представляет собой разногласия, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права.

Подведомственность финансово-правовых споров

При толковании и применении норм, определяющих компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов, зачастую возникают серьезные проблемы, которые порождают споры о подведомственности конкретного дела. Поэтому на практике возникают ситуации, когда и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды признают те или иные дела не относящимися к их компетенции. В результате, заинтересованные лица не могут реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливают, что если в ходе разбирательства дела будет выявлена его неподведомственность данному суду, то производство прекращается. И истец бывает вынужден начинать процесс защиты своих прав заново: опять составлять и подавать исковое заявление, уплачивать государственную пошлину, представлять доказательства и т д.

Особенности структуры судебной системы Российской Федерации порождают ряд общих проблем. Наиболее серьезными из них являются:

  1. отсутствие механизма, позволяющего определить, действует ли данный судебный орган в пределах своей компетенции;
  2. отсутствие процессуального порядка передачи дел между судами различных подсистем в случае, если истец ошибся и обратился не в тот орган;
  3. критерии подсудности дел специализированными судами в действующем законодательстве определены зачастую нечетко или неполно, они нуждаются в совершенствовании и уточнении.

Рассмотрение финансово-правовых споров в судах

Судебная форма отстаивания законных интересов граждан в финансовой сфере характеризуется следующими преимуществами:

  1. защиту осуществляет специальный орган, созданный для рассмотрения споров о праве;
  2. заявленные требования разрешаются на основе норм финансового права;
  3. обстоятельства дела исследуются в порядке, который гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;
  4. в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Судам общей юрисдикции в настоящее время подведомственны следующие виды финансово-правовых разногласий:

  1. споры, связанные с нарушением органами государственной или муниципальной власти прав граждан в сфере социального обеспечения;
  2. иски о взыскании с граждан недоимки по налогам и государственному обязательному страхованию, таможенных и иных платежей;
  3. иски о взыскании ущерба с нарушителя за незаконную добычу объектов животного мира;
  4. иски органов государственной или муниципальной власти о принудительном изъятии (выкупе) земельных участков;
  5. иски о взыскании вреда, наступившего вследствие неправомерных действий органов дознания, предварительного следствия и суда;
  6. споры, связанные с реабилитацией жертв политических репрессий;
  7. иски граждан о взыскании с органов социального обеспечения различных пособий.
Замечание 2

Приведенный перечень видов финансово-правовых споров не является исчерпывающим, так как суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции.

Порядок судебного рассмотрения финансово-правовых споров

Разрешение финансово-правого спора судом общей юрисдикции осуществляется в последовательном порядке, определенном нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Для данного процесса характерны следующие стадии:

  1. возбуждение производства по делу, которое происходит в случае, если истец обращается в суд с заявлением, оформленным в соответствии с установленными требованиями;
  2. подготовка дела к судебному разбирательству, в ходе которого уточняются заявленные требования, стороны собирают необходимые доказательства, к процессу привлекаются заинтересованные лица и эксперты;
  3. судебное разбирательство, когда судья единолично рассматривает материалы дела, выслушивает вызванных лиц и разрешает спор по существу.

При рассмотрении споров о взыскании с граждан налогов в судах часто возникает вопрос: какая из сторон должна доказывать правомерность своих действий или бездействия? Пункт 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ устанавливает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Это должны делать налоговые органы.

Замечание 3

Но в ряде случаев обязанность доказывания лежит на налогоплательщике. Например, если речь идет о праве пользования льготами, снижении налогооблагаемой базы. Именно налогоплательщик обязан доказывать обстоятельства, так или иначе уменьшающие его налоговое бремя.

Дата написания статьи: 08.02.2017
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot