Регулирование взаимодействия общества и природы
Экологическое право - это комплексная и самостоятельная отрасль права Российской Федерации, которая отвечает за урегулирование взаимодействия общества и природы.
Экологическое право включает:
- природоохранное право;
- лесное право;
- горное право;
- водное право;
- другие природоресурсные отрасли.
Экологическое законотворчество основано на принципах, призывающих государство и его население принимать сбалансированные и рациональные решения в сфере экологии для решения сложнейших экологических задач в современном мире.
Экология, как наука, изучает не только особенности окружающей среды, но и изучает способы сохранения благоприятной природы, природного разнообразия в целях обеспечения потребностей нынешнего и будущего поколения, консолидация правопорядка в области охраны природы и обеспечение чистой экологической среды.
Экологическое право регулирует: охрану окружающей среды и взаимодействие общества с окружающей средой (использование людьми природных ресурсов).
Охраной окружающей среды занимаются определенные органы государственной власти и местного самоуправления (МСУ). Специальные созданные экологические органы контролируют целесообразность использования природных ресурсов, а также разрабатывают меры, предотвращающие негативные воздействия хозяйственной или другой деятельности населения на окружающую среду.
Целесообразное использование природных ресурсов - это эксплуатация ресурсов природы, которая позволяет использовать их, но при этом контролирует недопущение необратимых последствий для окружающей среды в виде истощения или исчезновения каких-либо природных ресурсов.
Предмет экологического права – это отношения общества к окружающей среде. Объект экологического права – это предмет, из-за которого возникают общественные отношения. К объектам экологического права относятся: земля, водные объекты, животные, леса, озоновый слой атмосферы, недра, атмосферный воздух.
Методы и принципы экологического права
Законодательство РФ предусматривает правовые методы воздействия на общественные отношения, возникающие по вопросу экологического права:
- Императивный метод позволяет, запрещает, предписывает или обеспечивает государственное принуждение к положительному поведению. Особенность данного метода в том, что при его реализации с одной стороны всегда выступает государство, а с другой - представители населения. Существуют следующие формы императивного метода: экологическая экспертиза, сертификация, экологическое нормирование, лицензирование, госконтроль экологической службы.
- Диспозитивный метод в отличие от императивного метода основан на равенстве сторон. Существует две формы реализации диспозитивного метода: свободный договор, предусмотренный законодательством (лесной кодекс, водный кодекс); возмещение убытков, реализация диспозитивного метода в данной форме предусмотрена ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Метод экологизации – это применение экологического права в различных административных или уголовных разбирательствах.
Законодательство РФ обеспечивает основу государственной экологической политики, которая направлена на взвешенное решение социально-экономических задач и отвечает за сохранность природы в целом.
Под принципами экологического права понимаются основные, принципиально важные положения, идеи, которые лежат в основе экологического права.
В Федеральном законе ст.3 «Об охране окружающей среды» сформулированы все принципы экологического права:
- основной принцип экологического права – принцип обеспечения органов государственной власти за обеспечение благоприятных экологической обстановки для нормальной жизнедеятельности человека;
- принцип права человека на жизнедеятельность в благоприятной окружающей среде;
- принцип охраны природы, экологии и недопущения, нерационального использования ресурсов природы;
- принцип ответственности субъектов за нарушение экологического права;
- принцип платного природопользования, предусматривает эксплуатацию ресурсов природы только за определенную плату: земельный налог, водный налог, налог на добычу ископаемых, арендная плата за использование земельных участков, а также штраф за негативное воздействие на природу;
- право на получения правдивой информации о состоянии окружающей среды, в соответствии с законодательством;
- охрана окружающей среде с помощью принципа международного сотрудничества;
- принцип обязательного независимого контроля над охраной экологии и природы;
- контроль за экологической безопасностью при планировании любого рода деятельности, а также обязательность государственной оценки воздействия на окружающую среду при выдаче разрешении на осуществление деятельности;
- принцип обязательной государственной экологической экспертизы различной проектной документации на хозяйственную или любую другую деятельность, с целью контроля недопущения негативного воздействия на природу;
- принцип сохранения экологических систем, природных ландшафтов;
- принцип права запрещения любого рода деятельности, воздействие которой на окружающую среду невозможно предусмотреть.
Система и источники экологического права
Различные экологические организации, объединенные в определенной последовательности, образуют систему экологического права. Такая система рассматривается, как особая отрасль права, а также учебная дисциплина.
Система экологического права объединяет все отрасли экологического права, все институты, которые организованы в общую и особенную часть. Если систему экологического права рассматривать, как науку, она совпадает с отраслью права, но в системе экологического права большое внимание уделяется теоретическим вопросам, изучается история развития экологического права и его отдельных институтов, исследуются межотраслевые связи экологического права.
Источники экологического права: Конституция; Земельный, Водный и Лесной Кодексы РФ; Законы РФ «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «О мелиорации земель», «Об использовании атомной энергии».