Товарный знак (ТЗ) представляет собой объект интеллектуальной собственности. Его обладатель имеет право распоряжаться ТЗ по собственному усмотрению, включая возможность передачи прав на его применение другими лицами.
В некоторых случаях права на товарные знаки передают на взаимовыгодных условиях. К примеру, может быть заключен договор франчайзинга. В этом случае правообладатель приумножит доходы за счет взносов франчайзи, которые, в свою очередь, смогут получить возможность быстрого открытия бизнеса под известным брендом.
В ряде ситуаций передача осуществляется при условии, что товарный знак больше не нужен бизнесу владельца. К примеру, в случае ребрендинга или смены основного вида деятельности. В таком случае доступна полная передача права на товарный знак новому владельцу. Также есть вариант остаться правообладателем, но позволить при этом другим предпринимателям работать с данным знаком и повысить степень узнаваемости собственного бренда.
Поэтому крайне важно определиться с типом передачи прав и возможностями использования товарного знака, ведь от этого будет зависеть тип заключаемого договора.
Договор уступки (отчуждения) товарного знака
У обладателя товарного знака может возникнуть необходимость передать исключительные права на товарный знак на базе договора уступки. Подобная возможность прописана в статье 1488 ГК РФ. Сделка может быть проведена только с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, знак можно «отдать» на все оформленные под ним классы МКТУ, либо на часть из них. Право на применение товарного знака может быть передано нескольким лицам. Однако, лишь в отношении неоднородных товаров и услуг. Знаком смогут пользоваться сразу несколько субъектов, однако, каждый из них будет обладать правом применять ТЗ лишь на конкретный класс МКТУ.
Например, правообладатель товарного знака «SUNSOLX» может оформить договор уступки товарного знака на имя компаний «Умная сова» в части 41 класса МКТУ, а именно: воспитание и образование, а также «Мультидом» в части 21 класса МКТУ, то есть, реализация домашней посуды и утвари.
Регистрацию подписанного договора осуществляет Роспатент.
Особенности процедуры регистрации отчуждения товарного знака
Если планируется уступить права на товарный знак, то потребуется:
- Оформить договор, в котором обязательно нужно указать сведения из свидетельства о регистрации товарного знака, цену, а также порядок оплаты права приобретателем, а также условия для последующей передачи товарного знака.
- Заплатить государственную пошлину. Плата за регистрацию договора может быть внесена приобретателем или правообладателем.
- Собрать документы для дальнейшей их передачи в Роспатент. Потребуется составить заявление о регистрации договора отчуждения исключительного права, а затем приложить чек об уплате пошлины и непосредственно сам договор. Договор, либо выписку из него, где прописаны существенные условия, необходимо подать в трех экземплярах. Два потребуются для старого и нового правообладателей, а третий останется в Роспатенте. В случае, когда документы будут поданы представителем, на него оформляется доверенность, которая также должна быть включена в комплект документов.
- Подать документы в Роспатент и дождаться, пока процедура будет завершена. В среднем срок ожидания составляет от 2 до 3 месяцев. Прошлый и настоящий правообладатели получат уведомление о произведенной регистрации, один экземпляр договора, а также приложение к действующему свидетельству на товарный знак.
Результатом становится внесение изменений в государственный реестр, а также дальнейший переход права новым обладателям. В случае, когда владелец товарного знака уступил права лишь для части услуг или товаров, потребуется оформить новое свидетельство на товарный знак.
Лицензионный договор
При помощи лицензионного договора правообладатель сможет сохранить право на знак за собой. От договора уступки он отличается тем, что приобретатель в данном случае не является владельцем знака. После заключения лицензионного договора он получит право на его использование.
Подобно договору отчуждения, лицензионный договор может быть заключен только с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Документ в обязательном порядке должен пройти регистрацию в Роспатенте.
Лицензия может быть исключительной, которая позволяет лишь одному лицу использовать товарный знак. Также она может быть неисключительной, при условии, что правообладатель (лицензиар) оформляет сразу несколько лицензий для разных предпринимателей.
Основные особенности лицензионного договора
Сторонами самостоятельно устанавливаются и отражаются в документе условия использования товарного знака. Они включают в себя:
- Список товаров и услуг, в отношении которых будет применяться товарный знак.
- Порядок и размер лицензионного вознаграждения.
- Иные нюансы.
Позднее указанные условия могут быть изменены за счет оформления дополнительных соглашений к договору. Дополнительные соглашения, как и сам договор должен быть зарегистрирован в патентном ведомстве.
Передать товарный знак по лицензионному договору можно на любой срок. Единственным условием является то, что срок действия договора не должен превышать срок действия права на товарный знак. Если срок действия не прописывается в документе, то лицензионное соглашение автоматически считается заключенным на 5 лет.
Можно досрочно расторгнуть договор при условии, что лицензиат нарушил условия пользования товарным знаком, либо иные пункты соглашения.
Особенности процедуры заключения и регистрации лицензионного договора
Процесс регистрации происходит по определенному алгоритму:
- Договор составляется и оформляется.
- Оплачивается государственная пошлина.
- Документы передаются в Роспатент.
- Получение уведомлений о регистрации предоставления прав.
Договор франчайзинга
В соответствии с договором франчайзинга (коммерческой концессии) передается сразу несколько видов прав, а именно: на пользование знаком, стилем, секретами производства и пр.
В таком документе могут быть отражены различные условия соглашения, включая размеры паушального взноса, размер, а также периодичность роялти, особенности взаимодействия сторон, обязанности, а также права франчайзи и франчайзера, территорию действия соглашения, причины досрочного расторжения соглашения, прочие условия.