Сущность понятия «агентский договор»
Договор агентирования – это вид юридического соглашения, в соответствии с которым одна сторона, получающая название принципала, поручает другой, получающей название агента, выполнить те или иные работы и услуги, провести сделки, например, купли-продажи, за некоторую плату, называемую в рамках такого договора агентской комиссией.
В рамках агентского договора все осуществляемые действия реализуются за счет принципала и от имени любой из сторон договора. При этом действия, выполнение которых принципал поручает агенту, могут быть юридическими характер (например, заключение сделки от имени юридического лица) или же физическими (например, поиск подрядчика для выполнения каких-либо работ).
На сегодняшний день интернет-магазины, а также различные компании, осуществляющие деятельность в сфере e-commerce, пользуются в своей работы договорами агентирования, например, поручают другим компаниям доставить заказанный товар клиенту и получить за этот товар соответствующую плату, таким образом доверяя им совершение сделки купли-продажи от собственного имени. Апри расширении возможности оплаты в магазине, например, через систему PayPal интернет-магазин также заключает договор агентирования с некоторой платежной системой, которая за комиссию будет принимать оплату за проданные магазинов товаров.
Таким образом, договоры агентирования на сегодняшний день являются достаточно распространенным типом правоотношений, так как их заключение дает возможность расширять бизнес, поручив какие-то функции другим субъектам. Например, найти агента, который бы занимался распространением и продажей продукции гораздо легче и экономически выгоднее, чем открывать отдельный офис или же учреждать свою франшизу. При этом для агента такой договор также выгоде. Перепродажа товара в рамках агентского договора в значительной степени избавляет от риска возврата товаров, так как последние не переходят в собственность агента, а поступают на забалансовый счет 002 (для товаров, купленных для принципала) или 004 (для перепродажи).
Отличия договора агентирования от прочих договоров
Например, от договора купли-продажи агентский договор отличается тем, что товар не переходит в непосредственную собственность агента. От договора оказания услуг договор агентирования отличает тот факт, что агент выполняет работу за комиссию (как правило, в виде процента), а не за фиксированную стоимость. От договора подряда агентский договор отличает тот факт, что агент выступает лишь в качестве посредника и не несет ответственность за некачественную или несвоевременно выполненную работу (в случае если в соответствии с договором агент обязан только найти подрядчика). При этом договор агентирования имеет много схожих признаков с договором поручения, в случае если агент выполняет какие-либо действия от имени и за счет финансовых ресурсов принципала, а также с договором о комиссии, если речь идет о действиях за счет финансовых ресурсов принципала, и агент выполняет такие действия от собственного имени.
Агентский договор носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер. Среди существенных условий договор агентирования, т. е. условий при отсутствии которых агентский договор признается недействительным, можно выделить предмет договора. В качестве предмета договора агентирования можно рассматривать услугу по осуществлению действий, не влекущих за собой различного рода юридических последствий.
В качестве сторон агентского договора признается агент и принципал. В качестве агента выступают дееспособные частные и юридические лица, при этом для занятия некоторыми видами деятельности агент в обязательном порядке должен получить соответствующую лицензию.
В соответствии с действующим законодательством договор агентирования по соглашению сторон может быть заключен на какой-то определенный срок, либо без указания такого срока действия. В большинстве случаев в договоре предусматривается, что в течение всего срока действия договора агентирования совершаются действия агента, повторяющиеся многократно.
Если говорить о цене договора, то под ценой договора в агентском договоре подразумевают агентское вознаграждение. Величина агентского вознаграждения определяется соглашением сторон договора.
Следует отметить, что в случае если в договоре агентирования размер агентского вознаграждения не регламентируется и не может быть каким-либо образом определен на основании условий договора, вознаграждение устанавливается в размере, определяемом в порядке согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ.
В соответствии с действующим законодательством агент имеет право привлекать для исполнения поручения в рамках договор третьих лиц, получивших название субагентов, посредством заключения субагентского договора. Однако, ответственность за исполнение договора несет агент, который выступает в качестве ответственного за совершаемые субагентом действия.
Прекращение агентского договора
На сегодняшний день согласно ГК РФ предусмотрено две группы специальных оснований для прекращения договора агентирования:
- Отказ в одностороннем порядке агента или же принципала от исполнения сделки, при заключении которой стороны не оговорили продолжительность действия договора
- Невозможность агента в дальнейшем выступать стороной соглашения. Если агент — частное лицо, то в качестве таких оснований выступают смерть, признание его ограниченно или полностью недееспособным либо безвестно отсутствующим. Если в качестве агента выступал предприниматель, то невозможность в дальнейшем выступать стороной соглашения может обуславливаться также признанием его несостоятельным.
Также действуют и общие основания для прекращения договора агентирования:
- заключение соглашения сторон о прекращения обязательства без каких-либо дополнительных действий или с таковыми;
- исполнение контрагентами принятых обязательств, выполненное надлежащим образом;
- наступление форс-мажорных обстоятельств.