Права и свободы личности, как основа ее правового статуса в государстве
Демократическая конституция в современном мире является основополагающим нормативно-правовым актом, предписания которого являются основой для конструирования всей системы законодательства и подзаконного регулирования возникающих в обществе отношений.
Ключевым конституционным элементом является установление и необходимое раскрытие содержания прав и свобод человека, защищаемых государством на самом высоком уровне.
Так, в Конституции Российской Федерации, в статье второй, прямо устанавливается приоритет прав и свобод человека, путем их провозглашения высшей, охраняемой государством ценностью.
Более того, в вышеназванной конституционной норме, содержится положение о том, что Российская Федерация принимает на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать человеческие права и свободы.
Отечественная правовая наука, исследуя вопросы, связанные с характеристикой конституционных прав и свобод личности, пришла к выводу о наиболее верном их понимании в качестве субъективных прав и свобод.
Под субъективным правом следует понимать признаваемую юридически возможность человека самостоятельно избирать модель своего поведения, при этом реализация такой возможности осуществляется путем обращения к соответствующей обязанности других лиц.
Под субъективными свободами предлагается понимать такое правомочие, реализация которого происходит независимо от взаимодействия с другими субъектами права, то есть самостоятельно.
Признаки конституционных прав и свобод
Рассматривая основные положения, связанные с определением конструкции конституционных прав и свобод, нельзя не обратить внимание на совокупность отличающих их признаков, в числе которых принято выделять:
- Конституционная закрепленность основных прав и свобод. Важность данного признака состоит в том, что конституция, будучи основополагающим нормативным актом, отличается от всего массива национального законодательства, как особенностями нормотворчества, так и порядком изменения уже закрепленных в ней положений. Так, в частности, положения главы второй, посвященной правам и свободам, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.
- Всеобъемлющий характер конституционных прав и свобод. Значение данного признака состоит в том, что в отличие от большинства иных прав, возникновение которых у человека связано с совершением определенных юридических фактов либо с принадлежностью к той или иной социальной группе, конституционные права не имеют ограничений по кругу субъектов, и, в зависимости от своего содержания, принадлежат каждому человеку либо каждому гражданину.
- Учредительный характер прав и свобод. Содержание рассматриваемой категории вкупе с прямым действием соответствующих нормативных предписаний делает их основой правового положения личности в государстве.
- Неотчуждаемость и тесная связь с гражданством индивида. Никто не может быть произвольно лишен или ограничен в конституционных правах. Каждому индивиду они принадлежат в силу факта рождения, при условии нахождения в соответствующей правовой связи с государством – гражданством, возникающей в порядке и на условиях установленных действующим законодательством.
- Особый характер конституционных прав и свобод. Подробный анализ той совокупности конституционно установленных правомочий, которая составляет рассматриваемую категорию, позволяет сделать вывод о том, что они по своему характеру охватывают как важнейшие аспекты частной жизни лица, находясь в сфере установления и защиты личных прав, так и устанавливают правовое положение человека в социуме, путем фиксации его правомочий в сфере экономики, политики, культуры, и иных важнейших сфер общественной жизни.
Одним из важнейших аспектов, связанных с исследованием конституционно устанавливаемых прав и свобод, является то, что несмотря на их основополагающих и неотчуждаемый характер, в силу прямого указания нормы ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы могут быть ограничены, в той мере, в какой это необходимо для защиты ключевых сфер жизнедеятельности государства: основ конституционного строя, обеспечения обороны, нравственности, и т.д. и только нормами федерального законодательства.
В качестве примера нормативного акта ограничивающего конституционные права может быть назван ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.11 которого закрепляет возможность ограничения передвижения, запрета или ограничения проведения собраний, митингов, ограничения движения транспорта, и т.д., в тех случаях, когда имеет место введение чрезвычайного положения.