Право заявлять ходатайства в производстве об административных правонарушениях
Одним из межотраслевых процессуально-правовых институтов является институт ходатайств. Не является исключением и производство по делам об административных правонарушениях, в котором право на ходатайство является гарантией равенства всех перед законом (ст. 1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Правом заявлять ходатайства в административно-деликтном процессе наделены:
- лицо, в отношении которого ведется производство (ст. 25.1 КоАП РФ);
- лицом, которому административным правонарушением причинен вред (ст. 25.2 КоАП РФ);
- законные представители и представители физических лиц (ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ);
- защитник лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 25.4 КоАП РФ);
- эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ);
- прокурор (ст. 25.10 КоАП РФ).
Особенностью КоАП РФ является то, что правом заявлять ходатайства не наделен специалист, поскольку в административно-деликтном производстве он выполняет сугубо технические функции (помощь в собирании доказательств и применении технических средств без дачи пояснений, заключения).
Право заявлять ходатайства КоАП РФ связывает с наличием у лица, участвующего в производстве, материально-правового интереса. По этой причине не наделены правом ходатайствовать перед органом административной юрисдикции по существу административного дела такие субъекты, как переводчик, понятой, свидетель, поскольку они лишь содействуют принятию законного решения по делу.
Понятие и признаки ходатайства в производстве об административных правонарушениях
В КоАП РФ не дано легального определения понятия «ходатайство», поэтому следует считать, что данный термин употреблен в общеизвестном смысле.
Ходатайство при производстве по делу об административном правонарушении – обращение участника производства к субъекту административной юрисдикции с просьбой о совершении процессуальных действий или принятии решений.
Можно выделить следующие признаки ходатайств в административно-деликтном процессе:
- заявляются невластными участниками производства перед лицом, ведущим производство по делу (судьей, органом власти или его должностным лицом);
- содержат просьбу заявителя по любому материальному или процессуальному вопросу (это следует из отсутствия закрытого перечня возможных ходатайств);
- должны иметь письменную форму. Если в иных процессах (как гражданском, так и уголовном) ходатайство может быть заявлено в устной форме с занесением в протокол, то в административно-деликтном процессе в силу специфики его процессуальной формы возможно только письменное заявление ходатайств.
Процедура рассмотрения ходатайств в производстве об административных правонарушениях
Рассмотрение ходатайств, заявленных участниками административно-деликтного производства, происходит в рамках рассмотрения самого административного дела. Нередко рассмотрение таких ходатайств предлагают выделять в отдельную процедуру в структуре производства по делу.
Можно выделить следующие этапы (стадии) данной процедуры:
- Подача ходатайства участником дела об административном правонарушении. Данное ходатайство может быть подано в любой момент рассмотрения дела и по любому вопросу.
- Рассмотрение ходатайства субъектом административно-юрисдикционной деятельности. Любое заявленное ходатайство обязательно должно быть рассмотрено лицом, ведущим производство по делу, при этом срок принятия решения по ходатайству – «незамедлительно».
- Принятие решения по существу ходатайства. Правоприменитель вправе удовлетворить ходатайство полностью или в части, либо отказать в удовлетворении. Мотивы принятого решения должны быть изложены в определении.