Перечень принципов бюджетного права
Целостная бюджетная система Российской Федерации в своем функционировании ориентируется на ряд основополагающих начал – принципов:
- единства бюджетной системы;
- разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджета;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов различных уровней бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- производительности и экономности в применении бюджетных средств;
- совместного покрытия затрат бюджета;
- гласности;
- реальности бюджета;
- адресности и целевого характера направления бюджетных средств .
Сущность принципов бюджетного права
Каждый из перечисленных принципов отличается своими специфическими чертами, а значит необходимо более подробно отразить их сущность и особенности.
-
Принцип единства бюджетной системы РФ.
Данный принцип подразумевает согласие и взаимодействие составляющих элементов бюджетной системы:
- правовой базы,
- валютной системы,
- всевозможных форм и видов финансовой документации,
- структурных основ бюджетного устройства в России,
- ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ,
- общий порядок финансирования затрат бюджетов всех уровней;
- ведения бухгалтерского учета средств как федерального бюджета, так и субъектов РФ и местных бюджетов.
-
Принцип разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджета.
Из него следует, что определенные виды доходов и возможности по их реализации на практике в виде расходов закрепляются за конкретными государственными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления.
-
Принцип самостоятельности бюджетов.
Он отражает различные права законодательных государственных органов и органов власти местного самоуправления на собственном уровне, а в частности:
- право самостоятельно, без помощи других, реализовывать бюджетный процесс;
- право иметь свои источники пополнения государственного бюджета (определяемые согласно с законодательством РФ);
- право самостоятельно характеризовать направления расходования средств бюджета и источники финансирования недостатка бюджетных средств.
-
Принцип полноты отражения доходов и расходов.
Согласно данному принципу все прибыли и затраты бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов и другие непременные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о муниципальных внебюджетных фондах, подлежат в обязательном порядке полному и всестороннему отображению в бюджетах различного уровня.
Все муниципальные и городские затраты подлежат финансированию с помощью бюджетных средств, средств муниципальных внебюджетных фондов. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других непременных платежей всецело предусматриваются в отдельности по бюджетным доходам и расходам.
-
Принцип сбалансированности бюджета.
Его сущностная характеристика заключается в том, что размер предусмотренных бюджетом затрат обязан отвечать суммарному размеру прибылей бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. При составлении, утверждении и выполнении бюджета уполномоченные органы обязаны исходить из необходимости минимизации недостатка бюджета.
Рисунок 1. Основные принципы бюджетного права -
Принцип производительности и экономности в применении бюджетных средств.
При составлении и выполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств обязаны исходить из задачи наиболее эффективного и экономного использования имеющихся средств.
-
Принцип совместного покрытия затрат.
Его содержание в том, что все затраты бюджета обязаны покрываться совместной суммой прибылей бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. Они могут быть связаны с доходами целевых бюджетных фондов и централизованных поступлений средств из бюджетов иных уровней бюджетной системы.
-
Принцип гласности.
Этот принцип описывает потребность непременного опубликования в открытой печати подтвержденных бюджетов и докладов про их выполнение, полноты представления информации о ходе выполнения бюджетов, а также доступности других сведений по решению законодательных органов РФ или органов местного самоуправления. Для общества и средств массовой информации должны быть в полной мере раскрыты процедуры рассмотрения и принятия решений по планам бюджетов, в том числе по возникающим разногласиям внутри законодательного органа или между законодательным и исполнительным органами государственной власти. Отдельные закрытые пометки могут присутствовать только лишь в составе федерального бюджета.
-
Принцип реальности бюджета.
Здесь идет речь о надежном действительном мониторинге социально-экономического становления и развития конкретной местности и реалистичности расчета прибылей и затрат бюджета.
-
Принцип адресности и целевого характера направления бюджетных средств.
Его содержание в том, что бюджетные средства передаются в управление конкретным получателям с подробным обозначением их использования для поставленных целей. Всевозможные воздействия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств или к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении точные суммы средств, считаются нарушениями бюджетного законодательства РФ.
Рисунок 2. Основные принципы бюджетного права