Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные принципы бюджетного права

Перечень принципов бюджетного права

Целостная бюджетная система Российской Федерации в своем функционировании ориентируется на ряд основополагающих начал – принципов:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджета;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов различных уровней бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • производительности и экономности в применении бюджетных средств;
  • совместного покрытия затрат бюджета;
  • гласности;
  • реальности бюджета;
  • адресности и целевого характера направления бюджетных средств .

Сущность принципов бюджетного права

Замечание 1

Каждый из перечисленных принципов отличается своими специфическими чертами, а значит необходимо более подробно отразить их сущность и особенности.

  1. Принцип единства бюджетной системы РФ.

    Данный принцип подразумевает согласие и взаимодействие составляющих элементов бюджетной системы:

    • правовой базы,
    • валютной системы,
    • всевозможных форм и видов финансовой документации,
    • структурных основ бюджетного устройства в России,
    • ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ,
    • общий порядок финансирования затрат бюджетов всех уровней;
    • ведения бухгалтерского учета средств как федерального бюджета, так и субъектов РФ и местных бюджетов.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджета.

    Из него следует, что определенные виды доходов и возможности по их реализации на практике в виде расходов закрепляются за конкретными государственными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления.

  3. Принцип самостоятельности бюджетов.

    Он отражает различные права законодательных государственных органов и органов власти местного самоуправления на собственном уровне, а в частности:

    • право самостоятельно, без помощи других, реализовывать бюджетный процесс;
    • право иметь свои источники пополнения государственного бюджета (определяемые согласно с законодательством РФ);
    • право самостоятельно характеризовать направления расходования средств бюджета и источники финансирования недостатка бюджетных средств.
  4. Принцип полноты отражения доходов и расходов.

    Согласно данному принципу все прибыли и затраты бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов и другие непременные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о муниципальных внебюджетных фондах, подлежат в обязательном порядке полному и всестороннему отображению в бюджетах различного уровня.

    Все муниципальные и городские затраты подлежат финансированию с помощью бюджетных средств, средств муниципальных внебюджетных фондов. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других непременных платежей всецело предусматриваются в отдельности по бюджетным доходам и расходам.

  5. Принцип сбалансированности бюджета.

    Его сущностная характеристика заключается в том, что размер предусмотренных бюджетом затрат обязан отвечать суммарному размеру прибылей бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. При составлении, утверждении и выполнении бюджета уполномоченные органы обязаны исходить из необходимости минимизации недостатка бюджета.

    Основные принципы бюджетного права

    Рисунок 1. Основные принципы бюджетного права

  6. Принцип производительности и экономности в применении бюджетных средств.

    При составлении и выполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств обязаны исходить из задачи наиболее эффективного и экономного использования имеющихся средств.

  7. Принцип совместного покрытия затрат.

    Его содержание в том, что все затраты бюджета обязаны покрываться совместной суммой прибылей бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. Они могут быть связаны с доходами целевых бюджетных фондов и централизованных поступлений средств из бюджетов иных уровней бюджетной системы.

  8. Принцип гласности.

    Этот принцип описывает потребность непременного опубликования в открытой печати подтвержденных бюджетов и докладов про их выполнение, полноты представления информации о ходе выполнения бюджетов, а также доступности других сведений по решению законодательных органов РФ или органов местного самоуправления. Для общества и средств массовой информации должны быть в полной мере раскрыты процедуры рассмотрения и принятия решений по планам бюджетов, в том числе по возникающим разногласиям внутри законодательного органа или между законодательным и исполнительным органами государственной власти. Отдельные закрытые пометки могут присутствовать только лишь в составе федерального бюджета.

  9. Принцип реальности бюджета.

    Здесь идет речь о надежном действительном мониторинге социально-экономического становления и развития конкретной местности и реалистичности расчета прибылей и затрат бюджета.

  10. Принцип адресности и целевого характера направления бюджетных средств.

    Его содержание в том, что бюджетные средства передаются в управление конкретным получателям с подробным обозначением их использования для поставленных целей. Всевозможные воздействия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств или к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении точные суммы средств, считаются нарушениями бюджетного законодательства РФ.

    Основные принципы бюджетного права

    Рисунок 2. Основные принципы бюджетного права

Дата написания статьи: 16.09.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot