Понятие предмета совершения административного правонарушения
Под предметом административного правонарушения принято понимать вещь, а так же их совокупность, которые правонарушитель приобретает в собственность, либо применяет в незаконном обороте и извлекает полезные свойства данной вещи.
К вещам, которые приобретены в собственность незаконным путем могут относится различные ресурсы, например водные, биологические и иные.
Примером незаконного оборота вещей является алкогольная и спиртосодержащая продукция, принимающая в нем участие.
Вещи, которые классифицируются как предметы совершения административных правонарушений, принято соотносить с конкретным имуществом или их совокупностью. Примером конкретного имущества может быть рыболовная удочка, а примером совокупности имущественных объектов является ресурс континентального шельфа, продукция незаконного природопользования и иное.
Предметы в административных правонарушениях имеют объективный характер и материальную основу. Предмет административного правонарушения не может быть нематериальным. При этом, вещи не всегда будут иметь материальную ценность, например при нарушении правил дорожного движения.
Изъятие предмета совершения административного правонарушения
Предмет в отличие от орудия административного правонарушения можно не только конфисковать, но и изъять. Эти два понятия очень близки между собой, но при этом имеют и существенные отличия.
Изъятие отличается от конфискации следующими признаками:
- после изъятия вещь остается в собственности владельца и после проведения процессуальных процедур и экспертиз подлежит возврату законному владельцу;
- изъятие вещи, применяется не как мера наказания, а как необходимость использования данной вещи в деле в качестве доказательства;
- вещь подлежит передаче в собственность государства или уничтожению, только в случае, если она используется в незаконном обороте.
Изъятие предмета может быть осуществлено как на основании постановления суда, так и в административном, внесудебном порядке, если это предусмотрено федеральным законодательством для конкретного случая. Однако, обжаловать подобные действия можно только в судебном порядке.
Органы исполнительной власти и уполномоченные лица их представляющие в досудебном порядке вправе изымать вещи у различных лиц, проходящих по делу, но чья вина еще не доказана.
Деяние и вина в совершении административного правонарушения не устанавливаются в момент изъятия вещей, это является отдельной процедурой.
Вещи, которые изъяли органы исполнительной власти, подлежат хранению до рассмотрения дела, а после, в зависимости от его исхода они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются и/или уничтожаются.
Конфискация предмета правонарушения
Под конфискацией предмета совершения правонарушения подразумевают безвозмездное изъятие вещи в принудительном порядке, а так же обращение ее в собственность федерации или ее субъекта.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, любое лицо может лишиться имущества только в исключительных случаях на основании постановлении суда. Конфискация без вынесения судом данного постановления невозможна.
Конфискация может выступать как в виде основного наказания, назначенного судом, так и в виде дополнительного. Применение такой санкции как конфискация имущества влечет за собой прекращение права собственности на данное имущество бывшего владельца.
Кодекс об административных правонарушениях РФ обеспечивает гарантии сохранности и возврата имущества, изъятого в процессе производства по делу об административном правонарушении, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания.