Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.
Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.
Состав административного правонарушения можно определить как совокупность объективных и субъективных признаков, позволяющих определить совершенное деяние как административное правонарушение.
В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния. Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения. Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .
Состав административного правонарушения имеет собственную структуру, которая образуется на основе совокупности объективных и субъективных признаков. Указанная структура представлена четырьмя элементами:
Стоит отметить, что суды в выносимых ими судебных актах нередко указывают на соответствующие элементы правонарушения, проводя тем самым чёткий анализ состава с точки зрения теоретических положений конструирования его элементов.
Традиционно характеристика объективных признаков начинается с объекта административного правонарушения, в качестве которого выступают общественные отношения, находящиеся под охраной законодательства об административных правонарушениях.
Объект административного правонарушения - общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение
Законодатель определил перечень объектов административных правонарушений в ст. 1.2 КоАП РФ.
В теории административного права все объекты подразделяют на три вида:
Стоит отметить, что нередко в судебных актов правоприменительные органы непосредственно указывают на объект правонарушения.
Объект административного правонарушения нельзя путать с предметом правонарушения. Каждое административное правонарушение имеет свой объект, то есть те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, однако не каждое правонарушение имеет предмет. В качестве предмета административного правонарушения выступают предметы материального мира. При совершении мелкого хищения всегда будет иметь место предмет. При совершении такого административного правонарушения, как превышение максимальной скорости транспортным средством, предмет правонарушения отсутствует.
Объект и предмет административного правонарушения - нетождественные понятия.