Предмет и объект административного надзора
В административном праве принято различать объекты и предметы контроля (надзора).
Объект надзора – физическое или юридическое лицо, за которым уполномоченными органами власти осуществляется наблюдение.
Предмет надзора – соблюдение объектом надзора обязательных норм и правил.
Предмет административного надзора, предусмотренного Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», составляет соблюдение поднадзорным лицом обязанностей, закрепленных этим Законом, а также административных ограничений, индивидуально установленных судом.
Признаки объекта административного надзора
Объектом административного надзора выступают не все лица, отбывшие лишение свободы, а только:
- лица, которые соответствуют критериям, перечисленным в ст. 3 Закона об административном надзоре
- лица, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда об установлении административного надзора.
Признаки объекта административного надзора можно сгруппировать на общие (этим критериям должны соответствовать все лица, состоящие под административным надзором) и специальные, которые зависят от преступления, за которое поднадзорное имеет судимость.
Общие признаки объекта административного надзора
К общим признакам относятся:
- совершеннолетие на момент освобождения из мест лишения свободы. Надзор может быть установлен и в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, но достигших совершеннолетия к моменту отбытия наказания)
- отбытие наказания в виде лишения свободы. Если дополнительно к лишению свободы было назначено ограничение свободы, то надзор может быть установлен только после отбытия ограничения свободы.
- судимость, которая не снята и не погашена.
Судимость – правовое последствие привлечения лица к уголовной ответственности, которое длится с момента отбытия наказания и прекращается автоматически по истечении определенного законом срока (погашается) или судом по ходатайству осужденного (снимается).
По общему правилу, судимость погашается спустя:
- 3 года – за преступления небольшой (средней) тяжести
- 8 лет – тяжкие преступления
- 10 лет – особо тяжкие преступления (ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ).
Для лиц, совершивших преступления до достижения 18 лет, сроки погашения судимости сокращены и составляют:
- 1 год – за преступления небольшой (средней) тяжести
- 3 года – за тяжкие (особо тяжкие) преступления (ст. 96 УК РФ).
Осужденный, который после отбытия лишения свободы вел себя безупречно и возместил причиненный вред, может ходатайствовать перед судом о досрочном снятии судимости (ч. 5 ст. 86 УК РФ).
Особенные признаки объекта административного надзора
В зависимости от того, за какие преступления лицо было осуждено, решается вопрос о фактическом составе установления надзора.
Административный надзор устанавливается независимо от постпенитенциарного поведения лица, если оно имеет судимость за:
- преступление, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу несовершеннолетнего (в том числе при наличии у осужденного сексуального расстройства)
- преступление, совершенное при опасном (особо опасном) рецидиве.
Лица, судимые за:
- тяжкое (особо тяжкое) преступление
- преступление, совершенное при простом рецидиве
- умышленное преступление, совершенное в отношении несовершеннолетнего (кроме сексуальных преступлений),
Могут быть подвергнуты административному надзору, только если соблюдено одно из следующих условий:
- при отбывании наказания такое лицо было надлежащим образом признано злостным нарушителем порядка отбывания наказания
- в течение года такое лицо совершило более двух административных правонарушений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, общественный порядок и безопасность, порядок управления.
Верховный Суд РФ подчеркнул, что условно-досрочно освобожденное лицо до истечения срока неотбытой части наказания не может быть подвергнуто административному надзору, поскольку наблюдение за его поведением осуществляется на основании ст. 79 УК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»).