Общий характер и степень полноценной включенности каждого индивида в политическую жизнь непосредственно и правомерно определяется важными для него факторами участия, которые достаточно многогранны и тесно взаимосвязаны с ролями, играющими обществом в социально-политическом мире.
Политическое участие - это разновидность постоянной политической деятельности, которая демонстрирует то, что любой гражданин может быть активистом партии, избирателем, членом государственного парламента и так далее.
При этом каждая политической система имеет определенную функциональную нагрузку и обязательства, предполагающие предоставление соответствующих возможностей для каждого индивида перед государством или партией.
Правильное понимание факторов политического участия выполняет принципиально значимую роль в толковании его сущности и участия гражданина в политике. В целом, все элементы активного политического участия рассматриваются с традиционной точки зрения через два его ключевых механизма:
- принуждение, делающее основной упор на действии внешних принципов по отношению к обществу, в числе которых разумность действующей власти и ограниченность необходимых для полноценного участия в политике свойств гражданина;
- интерес, который в обязательном порядке ориентируется только на внутренние структуры действия определенного индивида и разнообразную структуру личности.
Формы политического участия
В начале XIX столетия центральное внимание уделялось объективным и не личностным факторам, например, наличию государственных институтов, конкретным социально-экономическим условиям жизни общества, духовной атмосфере и другим культурным показателям, которые должны были предоставить развернутый ответ на вопрос о том, что заставляет людей участвовать в политических мероприятиях. В своих крайних принципах данная социальная детерминация полностью растворяет личность в аспекте общественных отношений, делая ее неким безликим исполнителем установленных государством правил и законов.
В настоящее время посредством официального признания определенного значения установленных общественных институтов и норм, ключевой акцент в первую очередь делается на личностные субъективные факторы, на особенности индивидуальных предпочтений, психологические состояния конкретных физических лиц и на культурные обычаи, а также ценности и традиции населения.
В современной политической мысли политологи различают конкретные предпосылки и обязательные факторы в виде непосредственных причин, которые обуславливают дальнейшие действия индивида в области политики.
К первым относятся исключительно политико-правовые, материальные и социально-культурные структуры, которые в результате формируют наиболее подходящую и широкую среду для разнообразных проявлений индивидуальной активности.
Формы политического участия бывают такие:
- коллективные и индивидуальные;
- активные и пассивные;
- принудительные и добровольные;
- активные и пассивные;
- традиционные и новаторские.
Политическое участие представляет собой определенные действия, предпринимаемые конкретными гражданами или их сообществами с целью общественного воздействия на государственную систему, частично управление политическими делами или выбор определенного правительственного руководства на любом уровне действующей власти.
Зависимость политического участия от общества
В грамотном сочетании различных факторов и условий можно определить соответствующие зависимости политической деятельности от общества.
Например, сведения долголетних социологических исследований показывают, что чем богаче само общество, тем больше оно доверяет правительству и открыто к демократии, что способствует более активному и широкому политическому участию граждан.
Более образованные люди чаще других участвуют в государственной и правительственной жизни, так как у них сильнее развито чувство восприятия рентабельности своего участия в данной системе, и чем больше у таких граждан доступ к необходимой информации, тем больше шансов, что они будут политически активными.
Вместе с тем мониторинг всех политических процессов в демократических государствах установил, что неучастие можно считать показателем не только некой пассивности или убежденности общества в том, что их голос просто ничего не изменит, но и доверия и уважения граждан к представителям власти. Так, во многих странах Запада действуют широкие вероятности контроля общественности за правящими группами, обычаи публичной критики неправильных действий правительства в СМИ, тщательный отбор только профессионально подготовленных лиц для управления страной. Все эти критерии значительно снижает уровень ежедневной вовлеченности людей в политический процесс.
Другими словами, в условиях достаточно высокой гарантированности своих гражданских и политических прав граждане весьма справедливо относятся к существующим формам участия в политике, всецело доверяя правящим обществам и государственным институтам осуществлять обязательные функции по управлению страной и обществом, оставляя за собой право оценки и контроля их деятельности на разнообразных референдумах.
Стоит отметить, что существенное значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан.
Политический протест - разновидность негативного влияния индивида на сложившуюся в обществе политическую ситуацию, которая не удовлетворяет потребности и нужды людей.
Однако данный вид воздействия на политические структуры может возникнуть не только там, где постоянно наблюдаются неэффективные действия государства, но и там, где присутствует тот непоколебимый человеческий «материал», способный к спонтанным оппонирующим властям действиям.
Факторы политического участия
На сегодняшний день существует огромное количество различных теорий, посвященных мониторингу факторов и форм политического участия. В целом эти предположения можно разбить на три группы:
- социологические,
- социально-психологические;
- гипотезы рационального выбора.
Каждый из этих методов предполагает только один из возможных аспектов политического поведения, акцентирует особое внимание лишь на единичных факторах, непосредственно влияющих на него. Изучение этих теорий предоставит возможность каждому желающему увидеть комплексную и реальную картину воздействия различных факторов на определенное поведение политического субъекта, который и формирует систему в политике.
Многие ученые в течение длительного времени пытались исследовать влияние статусных показателей на сам характер политического участия. В настоящее время факт такого явления не подвергается сомнению, так как в данном случае речь идет только выделении определенных характеристик, мониторинге характера и силы их действия в обществе, а также о национальных особенностях.
Группа социально-психологических постулатов состоит из нескольких обязательных подходов.
Одним из них политологи считают когнитивный метод подхода к самой сути проблемы политического участия, который базируется на учете специфики внутреннего мира. Ценностная модель подразумевает определение всех ценностей в пределах общественного влияния в политической системе, в результате чего возможно добиться поддержание существующего порядка в первоначальном виде.
Установочная модель акцентирует внимание представителей власти на всей совокупности необходимых политических установок посредством правильного поведения и участия.
Сторонники указанного социального подхода учитывают значимость таких психологических факторов, как общественные мотивы и потребности. Большинство исследователей уже признали, что влияние требований общества исходят из принципа последовательного удовлетворения всех существующих организованных потребностей. Желание добиться успехов и более высокого уровня в самореализации не будет полностью удовлетворено до тех пор, пока потребности граждан более низкого материального уровня будут отодвигаться на последнее место в политической системе.