Политологи не могут дать точного определения субъекту политического участия по целому ряду причин. Это вопрос остается открытым еще со времен Древней Греции, когда первые мысли о политической субъектности озвучил Платон, а затем его идеи пояснил и расширил Ф. Ницше. Он считал, что основными субъектами политики являются так называемее избранные люди, обладающие любым типом одаренности и составляющие цвет нации, ее элиту.
Чуть позже свое видение по определению субъектов политического участия озвучил Ф. Маркс. Согласно его теории, основными историческими личностями, которые активно играют роль в политике, являются общественные классы. Их же он наименовал политическим классами, так как всегда они возглавлялись определенной политической организацией, например, партией. В качестве субъекта политики сегодня выступают любые демократические модели. Все они декларируют принцип власти народа и закрепляют это понятие на законодательном уровне.
Подходы к определению субъектов политики
На современном этапе развития политических процессов принято выставлять в качестве искомого субъекта политического участия любые формальные и неформальные организации. Они должны осознавать собственные политические интересы и защищать их любыми доступными средствами в определенном поле политического противоборства между собой.
Есть версия, что только формальные организации могут в полном праве существовать в виде истинных субъектов политики, так как они исполняют свои политические функции.
В России, согласно основному закону государства, носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ. Таким образом, он может осуществлять непосредственным образом свою власть и через специально уполномоченные на то органы государственной и муниципальной власти. В этой точки зрения все общественные движения, существующие в стране, представляют весь народ в целом и являются источником политической власти наравне с госструктурами. Они могут осуществлять свою власть не только путем всенародных выборов или через представительные органы, он и непосредственно через участие в митингах, забастовках, иных законных собраниях граждан.
Специалисты обращают в этом случае внимание на то, что понятия субъекта права и субъекта политики не являются равноправными друг к другу. Своеобразный коллективный субъект политического участия, участвующий в политическом процессе, не является однородной группой, поэтому уже в начальной стадии своего зарождения и формирования начинают постепенно делиться на более мелкие группы. Их могут называть разными понятиями. Чаще всего они выступают в роли сторонних и активных наблюдателей, активистов, экспертов и других категорий граждан, способных влиять самостоятельно и при помощи групп на политические события и процессы в стране.
Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. Носителем предметной и практической деятельности в политике становится субъект политики. Он выступает в роли актора политического процесса и способен оказывать определенное воздействие на власть и властные отношения, которые являются объектами политики.
Виды субъектов политического участия
Выделяют несколько основных видов субъектов политики:
- индивид;
- политическая организация или движение;
- определенная социальная общность на основе этнической группы населения, нации, класса;
- общественная организация или группа;
- политические элиты;
- государство и группы стран;
- все мировое сообщество;
- влиятельные корпорации;
- церковные организации;
- армия;
- средства массовой информации.
Список не является законченным, поскольку с точностью не определены все признаки и типы субъектов политического участия. При этом субъект политики предстает в образе такого члена общества или образования, который сам способен на должном уровне оказывать полноценное влияние на политические процессы и решения в стране. Также субъекта может проводить различные политические акции и мероприятия или не допускать прямого проведения подобных акций, при этом активным образом участвовать и создавать конкуренцию всему политически-общественному пространству на определенной территории.
Субъект политики наделяется определенными полномочиями, чтобы эффективным образом принимать решения, которые будут касаться неопределенного круга граждан. Эти незаменимые качества должны присутствовать неразрывно с их активной деятельностью, либо в индивидуальном порядке, либо у тех граждан, которые непосредственно занимают руководящие должности в конкретной политической структуре.
Одновременно с этим субъектом политического участия может быть простой рядовой гражданин страны. Он должен обладать всеми теми же качествами и быт способен своими действиями и активной позицией повлиять на течение политического процесса. Его деятельность должна носить только целенаправленный характер и не угасать долгое время.
В реальной политике субъектами являются политические лидеры или элита страны. Они могут входить в различные политические группировки, партии, движения, а также возглавлять институты государства. Также выступать в качестве субъектов политики могут серьезные социальные сообщества. Они эффективные в момент защиты своих прав, а также исполнения задач, которые они взяли на себя в период своего появления и развития. Однако нередко подобные группы людей могут стать пешками в политических играх более серьезных соперников, игроков политики, поэтому им требуется постоянная координация. Ее сложно добиться обычными способами, в том числе серьезной разнородностью интересов и целей.
Роль субъекта в политическом процессе
В политическом процессе роль субъекта является определяющим фактором успешного существования и решения поставленных перед ним целей и задач. Каждый такой участники политического процесса должен обладать:
- необходимым набором волевых качеств, чтобы эффективно решать проблемы;
- организаторскими способностями на хорошем уровне, иначе эффективность заявленных мер окажется бесполезной;
- способностью привлечь на свою сторону других граждан, которые станут полноценными субъектами политической активности;
- определенной степенью запаса ресурсов, необходимых для воплощения плана.
Отмечается различный уровень вовлеченности в политические процессы различных групп граждан. На это влияет целый ряд факторов. В том числе, уровня политической культуры, индивидуальной социальной активности личности, гражданского самосознания, установившейся в конкретном регионе страны или обществе уровне экономической и социально-политической ситуации, а также немаловажным является степень обладания капитала различного вида.
В настоящее время в российских условиях установилась довольно низкая вовлеченность простых граждан в реальный политический процесс, поскольку отсутствуют в нормальном количестве развитые институты гражданского общества. Также на низком уровне находится состояние нормативно-правовой базы. Это могло бы способствовать ускоренному развитию субъектом политики в стране.