Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности российского просвещенного абсолютизма

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Просвещенный абсолютизм и его задачи / Особенности российского просвещенного абсолютизма
Содержание статьи

Просвещенный абсолютизм

Определение 1

Просвещенный абсолютизм – это особая, довольно специфическая форма правления, которая возникла в ряде европейских стран на определенном этапе их развития. На ее формирование и развитие, а также дальнейшее внедрение в государственную, экономическую, духовную и социальную системы особое влияние оказали идеи Эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм, в первую очередь, предполагал противостояние наиболее актуальным проблемам и вызовам современности. Например, сословное неравенство, чрезмерное вмешательство церкви в жизнь человека и в его деятельность, а также ее влияние на идейную, мировоззренческую составляющую. Просвещенный абсолютизм опирался, прежде всего, на принцип так называемых «естественных прав человека». К таким правам относятся:

  1. Равенство – отсутствие границ между бедными и богатыми, равный доступ к благам и услугам для удовлетворения собственных потребностей;
  2. Свобода – свободный доступ к благам и услугам, к товарам для удовлетворения потребностей; свобода в высказывании своего мнения, проявлений особенностей своего мировоззрения и миропонимания;
  3. Право на частную собственность – создание своего дела, получение прибыли за счет производства продуктов, товаров или услуг с возможностью здоровой и честной конкуренции.
Замечание 1

Просвещенный абсолютизм в европейских странах также предполагал реформы, которые в дальнейшем позволят власти достигнуть состояния «разумного закона». Поэтому в этот период особую роль играет уровень образования и грамотности, поскольку для решения особо важных дел необходимо в идеале постигнуть грамоту, изучить законодательство, а также обладать острым умом и тонкой интуицией для принятия особо важных государственных решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности просвещенного абсолютизма в России

Просвещенный абсолютизм в России начался чуть позже, чем в остальных европейских странах – лишь в 18 веке. Именно в нашей стране он предполагал осуществление идеала так называемого «общественного блага».

Замечание 2

"Общественное благо" – это целый комплекс, который включает в себя экономической благополучие всех слоев и категорий населения (в соответствии с их индивидуальными чертами и особенностями), безопасность народов, проживающих на территории России. В идеале, просвещенный абсолютизм привел бы Россию к такому долгожданному состоянию социальной гармонии, в которой нуждаются все категории граждан.

В то время, как в Европе уже главенствовали правила просвещенного абсолютизма, в нашей стране власти добивались принятия законов модернизации, развития торговли и прогресса в соответствии со всемирным уровнем развития промышленности. Для властей стала очевидна необходимости в приведении системы управления в такой порядок, который бы соответствовал мировому уровню, а также «духу времени». Это бы лишь укрепило неограниченную власть монарха, подкрепило бы доверие к нему со стороны народа.

Если в Европе идеи просвещенного абсолютизма были в качестве разумеющегося этапа развития, то в России он был использован именно в качестве способа разрешения очень большого количества неоднозначных явлений и социальных противостояний. Все это должно было привести к снижению напряжения в низших слоях населения, а также к усилению доверия в сторону государства и его властей. Кроме того, для России 18 век – это именно тот период, когда страна наконец стала претендовать на полноправное место и, в определенном смысле, на главную роль на международной арене, и по этой причине Екатерина Вторая достаточно активно использовала не насилие в отношении людей, а словесные способы убеждения в состоятельности власти и ее абсолютной неограниченности.

Характеристика просвещенного абсолютизма в России

В нашей стране просвещенный абсолютизм внедрялся его сторонниками с учетом неподготовленной почвы и того, что русский народ не был готов к таким резким изменениям в качественном и количественном плане. Социум, по сути, не созрел для принятия таких европейских убеждений, и уже тем более не был готов для претворения их в жизнь, как этого хотели власти. На тот момент в России не существовало ярких духовных предпосылок к дальнейшему пути и переходу к подобной системе государственного управления.

К тому же, стоит отметить, что большая часть населения – это непросвещенные и неграмотные люди, а буржуазия, которая распространялась в Европе, именно в России практически отсутствовала. В обществе царили идеи патриархата, а развитию как раз мешал сам характер и стиль властвования. Власть монарха была абсолютной, касалась совершенно каждой сферы жизни человека. При этом сами власти не хотели отказываться от своих полномочий, и это привело к тому, что процессы просвещенного абсолютизма в России носили очень противоречивый характер, достаточно долго адаптировались к российским реалиям, а от некоторых принципов пришлось вовсе отказаться для того, чтобы ситуация в стране не усугубилась еще сильнее.

Некоторые современники предполагают, что противоречивость просвещенного абсолютизма в России – это не незапланированная акция, а специальный ход самой Екатерины Второй, чтобы ввести в заблуждение европейские страны. Она стремилась скрыть истинный характер собственной власти. Исследователи отмечают, что «Екатерина Вторая и идеи просвещенного абсолютизма в России 18 века – это сочетание продворянского правления, от которого так и не смогли отказаться, и либеральных идей, которые постепенно внедрялись в реалии России того времени. Императрица стремилась сделать Россию и ее народ грамотным, «просвещенным», не отстающим по уровню от народа, проживающего в Европе. По сути, она хотела создать людей по своему образу и подобию, поскольку являлась выдающимся персонажем: владела несколькими языками, учила их, а также историю и традиции. Одновременно активно интересовалась идеями французских просветителей, которые как раз и оказали особое влияние на ее мировоззрение и дальнейшие реформаторские действия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Политология» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис