Учреждение сената произошло в 1711-м году. Организация рассматривалась в качестве высшего органа управления общей компетенции, в которую входили ревизионная, финансовая, судебная и некоторые другие виды деятельности. В своем составе она имела девять сенаторов и одного обер-секретаря.
Структура сената
Структура сената включала:
- присутствие, представляющее общее собрание сенаторов, где проводились обсуждения важных тематических вопросов и принимались решения в соответствии с голосованием;
- канцелярию, управляемую обер-секретарем и состоявшую из секретного, разрядного, приказного, губернского и др. столов.
Контролировать деятельность сената должен был изначально генерал-ревизор, а в дальнейшем - обер-секретарь при сенате. Также для надзора за функционированием всех учреждений были созданы такие должности, как обер-прокурор и генерал-прокурор.
После реформы в 1718 году, сопровождаемой ликвидацией большинства приказов, на их месте возникли новые органы управления, названные коллегиями, в чьем составе пребывали 4 советника и столько же заседателей, президент и вице-президент, переводчик, подьячие. В том же году в реестр коллегий были внесены: военная, иностранных дел и адмиралтейская коллегия.
Реформы Петра I и дальнейшая судьба сената
Направленность проводимых реформ характеризовалась укреплением роли государства, централизацией властных структур и выстраиванием четкой системы управления под руководством монарха.
Именно учреждением Сената завершилась деятельность Боярской Думы, а сам сенат при этом превратился в действующий на постоянной основе высший правительственный административный орган с полномочиями в решении вопросов внешнеполитического и внутригосударственного характера, организации судебной деятельности, контроля функционирования госучреждений, налогового и финансового контроля.
Первой реформой Петра I была военная, совершенная в период 1699-1705 гг. , когда была введена рекрутская система комплектования армии с пожизненной службой для мужского населения.
В 1718 году в целях улучшения функционирования управленческого аппарата им были совершены попытки введения регулярной полиции с возложением на нее конкретных задач в виде борьбы с преступностью, контроля за пожарной безопасностью и общественным порядком и многие другие.
Учреждение синода
В 1721 году произошло официальное переименование духовной коллегии в Правительственный святейший синод, целью которого стало ведение дел духовенства.
Священный синод Православной русской церкви, официально действовал в период с 1721 по 1918 годы. В настоящее время этот орган в решении церковных вопросов находится на второстепенных ролях.
РПЦ, как церковь раннего периода, основали в 988 году. Свое изначальное иерархическое устройство священнослужителями было перенято из Константинополя. В дальнейшем на протяжении долгого времени РПЦ в большинстве своем была зависимой от Византии. Первоначально (988-1589гг) Церковь была организована согласно митрополистскому устройству. В дальнейшем (до 1720 года) она была управляемой патриархом, а после (до 1918 года) – Синодом.
Создание духовного регламента происходило, на основании изданного Петром I приказа. Данный документ отразил в себе в полной мере все древнейшие правила церковного уклада. Встреча ярого сопротивления со стороны духовенства проводимым правителем реформам, тем не менее, не помешала русскому императору упразднить патриаршую власть и создать Синод.
Предпосылки, на базе которых управление Российской православной церковью когда-то приняло именно такую реформу управления, отмечены в Духовном Регламенте. Они заключались в следующем:
- в отличие от одного духовного лица, нескольким дана способность совместными усилиями осознать и установить истину более быстрым способом;
- гораздо большей весомостью и авторитетом будут обладать решения соборной власти, чем одного человека;
- в случае внезапной болезни либо смертельного исхода единственного правителя, не произойдет временная остановка функционирования управленческого аппарата.
Таким образом, Синод можно считать, прежде всего, своеобразным образовательным учреждением по обмену опытом более маститых его представителей с новичками в делах управления церковной структурой, что, в свою очередь, существенно повышает эффективность его деятельности.
В качестве главной характерной особенности вновь созданного Синода в России можно назвать признание его иерархически равными представителями восточного патриархата. Интересно, что на территории других православных государств подобным органам доставались только второстепенные роли.
Властью внутри церкви собственной страны, подобной управлению в России, обладал только греческий Синод. На самом деле церкви этих двух государств по своему устройству были похожи во многом. Восточные патриархи власть Священного Синода равной собственной.
На сегодняшний день Синод РПЦ при патриархе является совещательным органом с включением в своем составе постоянных и временных членов. Также данный орган власти обладает правом собственноручного дополнения Духовного регламента определениями и узаконениями (при условии их предварительной отправки к Патриарху на утверждение).
В современных условиях своего функционирования Синод РПЦ, в принципе, не являясь управляющим органом, все же продолжает быть в жизни церкви далеко не на последних позициях, чьи решения и постановления принято считать обязательными к исполнению во всех епархиях. При этом должности обер-прокурора сейчас уже не существует.
Сегодня церковь от государства считается отделенной в плане управления. По этой причине она не может оказывать существенного влияния ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику. Таким образом, она не может считаться органом государственной власти.