Поддержка самодержавия в трудах К.Н. Леонтьева
Анализ исторического развития нашей страны позволяет сделать вывод о существовании в различные периоды самых разнообразных форм правления и политических режимов. В частности, длительный исторический промежуток связан с утверждением и реализацией самодержавных начал государственного управления. При этом совершенно нормальная ситуация связана с тем, что соответствующие процессы оценивались по-разному как их современниками, так и представителями последующих поколений.
Например, в числе отечественных мыслителей, философов и историков, которые выступали сторонниками самодержавного монархического управления в России, могут быть названы К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Д.А. Хомяков, и др.
Так, К.Н. Леонтьев в XIX веке отмечал, что неограниченная монархия по своей суть является спасительной для нашей страны формой организации государственной власти. Более того, идею самодержавия он прямо связывал с прогрессивным развитием русского народа, называя неограниченную власть монарха необходимым условием соответствующего процесса.
При этом он также подчеркивал, что действительная ценность и значение самодержавного управления в нашей стране достигаются только в связи с православием. Утверждение в России православия и самодержавия К.Н. Леонтьев называл в качестве результата византийского влияния на Руси в первоначальные периоды ее развития.
Так, например, в своей работе «Византизм и славянство» К.Н. Леонтьев подчеркивал, что сильны и могучи у нас только три вещи: византийское Православие, родовое и безграничное самодержавие и наш сельский поземельный мир.
Кроме того, подчеркивая связь самодержавной власти и православия, К.Н. Леонтьев указывал, что столь плодотворный для России царизм окреп именно под влиянием православной религии.
В результате следует подчеркнуть, что К.Н. Леонтьев, безусловно, находится в числе сторонников российского самодержавия, относящихся к нему только с положительных сторон. При этом прочные основы российском монархии он обнаруживал именно в психологии русского народа – «приверженного православию и покорного властям».
Монархические идеи К.П. Победоносцева
Еще одним сторонником самодержавия, расцвет идей и творчества которого пришелся на XIX-начало XX вв., выступал крупнейший отечественный государственный деятель, философ, профессор права – К.П. Победоносцев.
Обосновывая ценность самодержавия, прежде всего, К.П. Победоносцев отмечал, то, что политической устройство нашей страны, которое сложилось во многом в результате реформ Петра I, не только не требует радикальных преобразований, но и не нуждается в принципиальных изменениях вовсе.
При этом, будучи государственным деятелем и правоведом К.П. Победоносцев, безусловно, осознавал ценность совершенствования политического и государственного устройства, в связи с чем подчеркивал, что России необходимы лишь постепенные, строго эволюционные изменения, направленные на повышение качества законов, их реализации, повышение нравственности широких слоев населения, при безусловном усилении роли православной религии в общественной жизни, и т.д.
Даже несмотря на допущение соответствующих эволюционных преобразований К.П. Победоносцев, остро критиковал популярные в то время идеи конституционализма, парламентаризма, при сохранении монархических начал государственного управления. Более того, идеи ограничения российского самодержавия путем принятия конституции он называл «безумными стремлениями», а парламентаризм – «великой ложью», поскольку с учетом сложности политических вопросов, подавляющая масса народа абсолютно некомпетентна в их разрешении.
К.П. Победоносцев подчеркивал, что только неограниченная монархия способна справится с «инстинктами национализма», присущими российскому народу, хотя бы в силу его многонациональности. При этом демократия и парламентаризм – напротив, станут благодатной почвой для сепаратизма и межэтнической ненависти.
Таким образом, в своих трудах К.П. Победоносцев, высказывая идеи поддержки самодержавному государственному устройству России, рьяно критикует, а также обосновывает несостоятельность и пагубность для России демократических идей парламентаризма и конституционализма.
Консервативные идеи Д.А. Хомякова
Рассматривая вопрос о сторонниках самодержавия, представляется целесообразным также упомянуть идеи и творчество представителя консервативного направления отечественной науки – Д.А. Хомякова (1841-1918 гг.).
В частности, он отмечает, что не существует абсолютно положительной формы правления. Ее достоинства могут быть обнаружены исключительно в результате анализа степени соответствия ее характеристик внутреннему строю соответствующего общества.
При этом к подобным характеристикам внутреннего строя Д.А. Хомяков прежде всего относит веру, основанные на ней особенности быта, а также политические и социально-культурные признаки конкретного общества.
С учетом этого, он делает вывод, что исходя из соответствующих особенностей и признаков русского народа, его потребностям в наибольшей степени отвечает самодержавная форма государственного управления, в рамках которого сохраняется органичная связь царя и народа, при безусловном и полном доверии последнего к их самодержцу.
Иными словами, Д.А. Хомяков обращает внимание на исключительно нравственные начала утверждения российского самодержавия, потребность самого народа в такой форме правления, а также о том, что российское самодержавие в корне отлично от абсолютистской формы правления, характерной для государств Западной Европы
Таким образом, анализ точек зрения сторонников самодержавия из числа отечественных ученых-исследователей, позволяет сделать вывод о том, что они были искренне убеждены в ценности самодержавного строя для нашей страны, обосновывая соответствующую убежденность, прежде всего – социокультурными, этническими и религиозными особенностями русского народа.