Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конфуций: теория происхождения государства

Содержание статьи

Основы теории происхождения государства Конфуция

Согласно взглядам Конфуция на государственное устройство правила исполняли функционал закона. Отсюда можно сделать вывод, что суть пи составляется не слепой приверженностью правилам, а искренней убежденностью в их необходимости.

Замечание 1

Пи - это что-то вроде среднего пути, который ведет к необходимому обществу, правильному поведению.

Обычное право, поддерживающее жизнедеятельность общин и порождающее законодательство, Конфуций поспешил заменить на реконструируемые им нормы поведения. В условиях, когда управление государством и обществом задумывалось осуществлять на основе «пи», они, конечно же, исполняли функции закона.

Конфуций настаивал на том, чтобы правящая элита укрепляла собственное господство, при этом строжайшим образом соблюдала древние обряды: «Если в вершинах соблюдается ритуал, то народом будет легко управлять».

Во времена Конфуция большая часть населения входила в общины с их органами самостоятельного управления, сила личностного примера продолжала играть немаловажную роль. Взгляды людей были обращены, прежде всего, на руководство общины, глав крупных семей. Так как именно им приходилось совершать суд в общинах, то они самостоятельно были обязаны надзирать за исполнением норм обычного права, и не только наблюдать, но представлять собой образец их исполнения. В любой общине нормы обычного права обладали всеобщим характером. Конфуций позаимствовал данную идею всеобщности, обязательности для всех норм поведения, обратил ее за рамки малого коллектива, а позже уже широко распространил в границах всего государства. Он наделял их идеей всеобщности, обязал всех, включая самого правителя, соблюдать полный спектр норм, которые связаны с правилами.

Сущность и развитие идей Конфуция

В соответствии с учением Конфуция, идеализированные правила существовали лишь в древности, именно из-за этого тогда в Поднебесной царили порядок и культурность. Идеализирование древности, применение древности в образе наиболее весомого аргумента в спорах политического характера и теоретических построениях становились традиционными ко времени Конфуция. Часто применяли понятие древности конкретно в этом значении учредители множества философских и этико-политических школ, таких как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • легистская;
  • монстская;
  • даоская и др.

Но никто до самого Конфуция не уделил значительного внимания древности, не отдал ей основное место в собственных учениях.

Конфуция по праву называют певцом древности, он направил собственную модель устроения государства как бы в прошлое. Идеализированное прошлое должно было, по его замыслам, сыграть роль идеального будущего. Поэтому все наилучшее, что связывалось с пи, являлось только отражением тех пи, которые уже существовали в древности.

Замечание 2

Конфуций не построил четкую и подробную схему организации управления, этим занимались позже легисты. Но он выдвигал, разрабатывал группы принципиально свежих идей, которые образовали фундамент для всей последующей государственности Китая, особенно периода, именуемого «Императорским».

Конфуцию принадлежит честь создания образа китайского бюрократа.

В собственных суждениях о государстве Конфуций разделил людей на два социальных слоя:

  • управляющих;
  • управляемых.

В рассуждениях об управляющих он ввел уже подготовленную модель идеализированного человека – «цзньцзы». В общем случае «цзюньцзы» является благородным чиновником, который олицетворяет всех причастных к делам управления государством и общества - от малого чиновника до сановника и даже правителя. Но обычно благородным чиновником он называл верховных управляющих.

Конфуций раскрыл собственное представление о благородных чиновниках при помощи конкретных примеров, стараясь выбрать администраторов, которые уже известны его ученикам.

Стоит обращать внимание на то, что Конфуций не позиционирует «цзюньцзы» отдельно от государственной службы и административной деятельности. «Цзюньцзы» здесь не является отшельником, а скорее активной личностью, занимающей довольно-таки конкретное положение в государстве и обществе. «Цзюньцзы» в основном должен был выступить в функции первого советника, то есть премьер-министра или же правителя. Это засвидетельствовали Пути, согласно им должна осуществляться его деятельность, где он обязан проявлять свои личностные качества. Конфуций начал с самого соискателя – он не должен зазнаваться, заискивать, а должен держаться всегда с достоинством, уважать себя как личность. Это и было главным, потому как из всех четырех проявлений «Дао», сфер поведения, на главное место Конфуций поставил «цисин» - его собственное поведение.

Если человек не обладает чувством собственного достоинства, не ведет борьбу за него, не может отстаивать его, если человек потерял уважение к самому себе, то у него не остается надежд стать «цзюньцзы», так как уже не является государственной личностью.

Из трех сфер управленческой деятельности «цзюньцзы» две связываются с его взаимными отношениями с людьми. Третье проявление «Дао» - воспитание, то есть одно из звеньев учения Конфуция. Сановник, если он является истинным благородным мужем, должен являться учителем народа, так как его основная обязанность, а так же сфера деятельности – «янминь» - воспитание народа. И на данном поприще он должен действовать добротой, личностным примером, да и только. Если он, как и легисты, начнет опираться на законы, то это уже не будет являться воспитанием народа; сам же чиновник перестает быть конфуцианским.

Четвертое проявление «Дао» - это использование народа, то есть благодаря каким методам сановник использует народ на государственных повинностях как трудовых, так воинских, какую политику в налоговой сфере он проводит, как вершит правосудие. Во всех делах, в сфере контактов с обществом он обязан всегда исходить из принципов «л» - справедливости.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Ткачева

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис