О Фоме Аквинском
Фома Аквинский жил во времена, когда Западная Европа разделилась на множество феодальных княжеств. При всем этом католическая церковь явилась единственной силой, объединившей данные княжества. В это время произошло образование первых университетов, что поспособствовало развитию философии. В Болонье в 1158 г. открылся первый университет. В таких университетах происходили возрождения учений Аристотеля. Фома Аквинский был одним из первых мыслителей, который желал на основе идей античного ученого, систематизировать, свести к единому знаменателю христианские теории и идею.
Фома Аквинский, рожденный в 1225 году, являлся младшим сыном графа Ландольфа Аквинского (феодала, рыцаря короля Фридриха II). Воспитан он был у бенедиктинцев в Монте -Карло. Занимался изучением в Неапольском университете свободные искусства, то есть философию и диалектику.
В 17 лет он вошел в доминиканский орден против воли своей семьи. Был отослан обучаться в Париж, где учился в течение трех лет.
В 1249 - 1251 годы Фома в Кельне уже преподавал теологию.
В 1254 году в Париже он ступит на первые ступени своей академической деятельности. Фому прозвали «Ангельским доктором» за то, что он обладал легким и мягким характером.
В 1259 году папа Урбан IV отозвал его в Рим, где Аквинский стал преподавать теологию, изучать теории и труды Аристотеля. Фома принял участие в переработке идей античного ученого в тот вид, который бы походил духу христианской религии.
Словарь научных трудов Фомы Аквинского содержит около тринадцати миллионов терминов.
Умер он в 1274 году, а в 1323 году его причислили к лику святых.
Его главное произведение- «Сумма теологий», одна из частей которого отведена законам (1266 - 1273 годы). Политические взгляды Фомы были изложены в работе «О правлении государей» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Фома Аквинский - крупный идеолог схоластики. Его целью было:при помощи применения трудов Аристотеля укрепить позицию церкви и религии. По мнению Аквинского, философия обязана служить вере для тех людей, которые понимают, соглашаются с истинами и религиозными канонами, при этом объяснял их с позиций разума, отвергнув все аргументы, которые направлены против религии и веры в Бога, как ложные.
Он полагал, что предмет, изучающий и познающий Бога, мир, человека, един. Но при всем этом теология явилась источником истинного познания, а философия - источником ложного. В его учениях философия не считалась независимой наукой, она полностью зависело от церкви и религии, стала «служителем теологии».
Учение Фомы Аквинского о государстве
Фома Аквинский считал, что мир основан на иерархии форм – «от Бога - чистого разума - к духовному миру - к материальному». Эта идея была заимствована из трудов Аристотеля. При этом верховные формы становятся источником жизни для низших форм.
Самым наивысшим звеном этот иерархии явился Бог, устанавливающий принцип того, что низшие формы должны подчиняться высшим. На земле управляет духовным миром Папа, являющийся наместником Бога. Согласно этому же принципу иерархии организовано и общество: цари обладают своими подданными, им подчиняющимися; рабы - собственных господ, которым служат.
Достаточно весомую роль в политико-правовом учении Фомы сыграла теория о законах, и их совместной подчиненности. Фома определяет закон как общепринятым правилом достижения поставленных целей, правилом, при помощи которого произошло побуждение кого-то к действию либо запрет, наложенный на это действие.
Наивысшую позицию занял вечный закон, выражающий волю Бога. Бог создал мир и все, что в нем есть, с конкретной целью. Образование мира еще не завершилось, план последующего сотворения заложен в голове творца, но этот план проявляется лишь по мере развития мира и общества согласно тому, какой является божья воля. Человеческое сознание является ограниченным, и в силу этого не может познать этот вечный закон. Но для того, чтобы человек следовал по намеченному Богом пути, человеку предоставлена возможность постижения и понимания отдельных составляющих вечного закона и определять, какие истины пошли вразрез с ним, а какие являются соответствующими ему. Существу человека характерно то, что он может осознавать, что представляется добром, а что - злом, какое поведение является соответственным божьей воли, а какое таковым не является.
Фома Аквинский считал, что человек - «животное общественное и политическое». В людях с самого начала жизни закладывается желание и стремление к соединению и организации государства, потому как индивид сам не имеет возможностей удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. В силу данных причин возникали, развивались государства как политические общности людей. Этим образом, в отличие от Августина Блаженного, Фома Аквинский считает, что государство являлась проявлением естественных потребностейчеловека жить в объединении подобных себе.
Основополагающими целями государства являются обеспечение блага всего общества и законности.
Фома Аквинский утверждал, что государственная власть составлена из следующих элементов:
- сущность;
- происхождение;
- использование.
Сущность власти представлена порядком отношений господства и подчиненности, когда низкие общественные слои, которые находятся в подчиненной зависимости у вышестоящих членов управления, в собственной деятельности руководствуются волей их. Данный порядок представляется богоугодным. Но из этого нельзя считать то, что любой государь установлен на свое место, наделен силой власти лично богом, что каждое действие правителя - проявление божьей воли. Поэтому довольно-таки часто проявления и формы власти принимают несправедливый характер, могут нести зло. Аквинский не исключил и того, что по мере использования своих полномочий, правитель может злоупотребить собственной властью.
Таким образом, остальные два элемента государственной власти иногда могут не быть проявлением тожественной воли. Это происходит, если правитель, либо получил власть вследствие использования нечестных методов, либо проявляет собственную власть несправедливым образом.