Основные положения
Государство – это такая форма организация политической власти, при помощи которой осуществляется управление обществом и обеспечивается порядок и стабильность.
С организационной позиции государство - это форма организация политической власти, которая может вступать в отношения с иными субъектами политической деятельности (гражданами, общественными организациями). В таком смысле слова государство понимается как совокупность политических институтов (суд, система социального обеспечения, армия и флот, бюрократический аппарат, органы муниципалитета и др.), которые несут ответственность за организацию социальной жизни в обществе и финансируются им.
Общество более широкое понятие, чем государство (общество как все человечество). На современном этапе развития человеческой цивилизации понятия общества и государства вообще не могут являться идентичными: публичная власть является относительно самостоятельной и обособленной от остального общества.
Признаки, по которым государство отличается от иных образований следующие:
- определенная территория;
- суверенитет;
- многообразие ресурсов;
- представительство интересов всего общества;
- легитимное насилие;
- право на сбор налогов
- публичная власть;
- символика.
Политические признаки
Политическая сфера общества (лат. politics) обладает своими уникальными качествами. Более того, понятие «политическая система» свободно от сопутствующих правоведческих значений и легко поддается определению в категориях изучаемого явления, чем понятия государства и общества.
К политическим признакам любого государства относятся:
- универсальность политической системы - она воздействует в целом сразу на все общество;
- фактический контроль над применением силовыми структурами физического и иного способа принуждения;
- легитимность политических органов, то есть способность подобных органов принимать обязывающие для всех решения и выдвигать такие требования, которые с высокой долей вероятности будут выполнены гражданами;
В современных гуманитарных науках сегодня сложилось два основных подхода к исследованию политической системы: это институциональный и системный подход. В российской правовой литературе наиболее преобладает институциональный подход. Согласно данному подходу политическая система понимается как совокупность государственных и негосударственных институтов общества, а также норм правового и социального характера, при помощи которых политико-властные отношения в обществе находят свою реализацию.
В структуре всякой политической системы государства выделяют такие пять основных подсистем как:
- Институциональная, включающая совокупность базовых политических институтов и их взаимоотношений. Элементами такой институциональной подсистемы будут политические партии, инициативные группы и др. Центральное место в такой системе все равно остается за государством;
- Нормативная, куда относятся все правовые нормы, а также традиции и получившие закрепление обычаи, базовые нравственные принципы, которыми регулируются большинство политических аспектов жизни общества;
- Коммуникативная подсистема, куда входят разнообразные формы взаимодействия субъектов права и каналы перемещения важной информации, например, сюда относятся средства массовой информации.
- Культурная, которая определяет приоритетные и базовые ценности, а также политические убеждения (в том числе идеология);
- Функциональная, суть которой заключается в подборе и использовании конкретных методов и технологий осуществления власти.