Этапы разработки политических решений
Цели политических решений должны быть приоритетными, актуальными, конкретными, сформулированными четким образом, отражать интересы управляемых и не противоречить кругу интересов управляющих.
Установление цели не исчерпывает акта выработки и принятия решения. Практика и теория управления отметили следующие этапы:
- избрание из существующих альтернативных проектов, такого который соответствует целям, а также нормам и принципам государственной системы;
- анализ выбранного проекта на предмет возможных последствий от его реализации (сюда включена экспертиза проекта);
- разработка и планирование проекта;
- определение круга исполнителей;
- выбор средств, способов и методик осуществления проекта.
Чем более высоким является уровень вырабатываемого решения, чем оно больше значит для интересов государства, тем важнее соответствие проекта государственной стратегии.
Цели в разработке политических решений
“Стратегически мыслить” является одним из главных требований, которые предъявляются к руководителю современного периода. Стратегическое мышление. значит, что вы действуете и думаете, не забывая все время об итоговом результате.
Прогнозный сценарий раскрывает картину содержания цели; он дает возможность подчиненным и руководителям понять, во имя чего принималось решение, как нужно действовать при осуществлении выбираемого проекта. Прогноз может предупреждать о негативных возможных последствиях достижения выбранной цели, но прежде всего обязывает сосредотачивать внимание на реализации открывающихся преобразовательных перспектив. Прогноз помогает оценить инновационный проектный потенциал, обдумать всевозможные препятствия, возникающие на пути его применения.
Экспертиза как элемент разработки политического решения
Экспертиза является следующим необходимым элементом процедуры проектного выбора. Обследуемый проект в большей части случаев многоцелевой, затрагивающий совокупность общественных процессов и отношений, ведь речь идет о проекте решения государственного масштаба. В связи с этим необходимы экспертизы:
- финансово-экономическая,
- политическая,
- юридическая,
- социальная.
Особенно важно остановиться на специфичности социальной экспертизы. При учете универсальности характера социальной государственной функции и требований современной управленческой теории, которая рассматривает человеческий фактор в форме важнейшего элемента в управлении, социальная экспертиза должна обладать всеобщим характером. Ее сущность состоит в оценке проекта, по крайней мере, в следующих аспектах:
- соответствие его установкам социальных программ государства;
- в плане гуманистического потенциала, в частности, формирования условий для участия управляемых в принятии решений. Термин “участие” подразумевает возможность влияния на принятие решений. Оно заключено в том, чтобы соединить усилия членов организации (сообщества, коллектива) для нахождения и разрешения проблем.
Юридическая экспертиза является необходимой для проектов всяких решений. Любое управленческое действие субъектов государства на управляемых должно являться легитимным. Правовое обеспечение решения представляется гарантией его реализации.
В управлении государством принципиально значимыми являются механизмы избрания как целей, так и проектов их реализации, ибо и то, и иное определяет принятие решения. Под механизмом понимается установленные нормативно процедуры выбора. Это состав участников этого творческого действия; формы обсуждения всевозможных проектов и согласования с отдельными субъектами и заинтересованными органами, в том числе индивидуальными лицами; разновидности экспертизы и порядок привлечения экспертов и пр. Наличие нормативно выработанного механизма является необходимым, как в принятии стратегических политических, так и административного рода решений. В обратном случае существует реальная опасность волюнтаристского избрания проекта.
Планирование, разработка проекта и иные стадии принятия решения
Следующим этапом в принятия решения являются планирование и выработка проекта. Он рассмотрен в форме одного из “шагов” на пути выработки решений в вариации управления государственным экономическим сектором, которая предложена учеными из США.
Проблема средства и цели -- типична для теории деятельности вообще, и практики и теории управления в частности. Возможными являются, по меньшей мере, три варианта взаимодействия средств и цели управления. Оптимальный - эти средства обеспечивают скорое и полное достижение цели; его противоположность - избранные средства являются недостаточными для реализации задуманного. Третий - средства не соответствуют желаемому; их применение ведет к результату, который противоречит цели.
Принятие решения является функцией руководителя государственного органа с участием членов организации.
Обязательными требованиями для принятия политического решения совместно с этим являются:
- существование экономической, политической, правовой и социальной экспертиз проекта политического решения;
- соблюдение учрежденной законом или регламентом государственного органа процедуры по принятию решения;
- сведение к минимальному значению воздействия на разрешение субъективных элементов выбора.
Необходимость согласования вызвана тем, что в выработке и принятии решений принимает участие множество лиц. Организация в целом, а не лишь руководитель реагирует на возникшие проблемы, в связи с этим разработка решения представляется групповой, а не индивидуальной процессией. Признание решения практические не происходит автоматическим, руководитель должен убедить в его верности. Это может быть легче достигнуто в случае, если исполнители обладали возможностью высказать собственное мнение по поводу принимаемого решения.
После согласования, зависимо от размера всевозможных потерь из-за замедления вариант решения или дополнительным образом полежит изучению с привлечением новой информации, или принимается оперативное решение с направленностью на его обеспечение ресурсов.