Сущность механизмов политических решений
На процесс принятия политических решений влияют отдельные факторы политического процесса, а именно:
- Экономико-социальная и политическая элита;
- СМИ;
- Мнение политически «подкованной» общественности.
Процесс по принятию политических решений находится в зависимости от качественных характеристик лидера государства. Для квалифицированного принятия решений глава страны должен четко оценить эффективность механизмов реализации принятого решения. Необходимым является принятия решений, осуществимых в реальных условиях, с эффективным применением профессионального опыта; вовлечением специалистов для выработок конкретных предложений по принятию решений.
Стилевая окраска принятия политических решений заключена в индивидуальных методах принятия решения. Этот механизм - стиль принятия решений включает несколько компонентов:
- сбор информации:
- активизации аналитического мышления;
- предпочтение конкретных величин риска;
- способность к синтезу и анализу;
- отсутствие двойственности итогового результата.
Подходы к сбору и обработке информации
Получение информации о политических субъектах и объектах является необходимым условием принятия решения. Существуют следующие подходы к получению этой информации:
- Восприятие лишь той информации, которая совпадает с собственной точкой зрения;
- Получение всеобъемлющей и полезной на максимум информации;
- Получение всякой: негативной и позитивной информации о проблематике в схематической, заранее обработанной и сжатой форме.
Первый подход может оказаться непродуктивным, так как зачастую ведет политического лидера к провалу. Но, данная методика очень распространена, обычно применяется политическими лидерами, которые у власти были множество лет. Традиционно данный подход применяется лидерами государств с тоталитарным режимом. Также этот метод применяется в связи с экономическими и политическими кризисами, когда возрастает недовольство населения в государстве к власти, обычно берет в свои руки радикально настроенный руководитель.
Второй подход является самым продуктивным, позволяющим лидеру государства обладать четким пониманием проблемных ситуаций или социальных, политических объектов. Противоречивый характер получаемой информации заставляет анализировать ситуацию и корректировать свою точку зрения. Более того, такой информационный подход задает политическому руководителю возможности являться независимым от мнения экспертов, принимать одинаковое участие в совместной разработке решений.
Третий тип получения информации тоже довольно распространен. Но его продуктивность находится под сомнением для политического лидера. Этот подход связан с образованием и последующим взаимодействием со всей пирамидой бюрократического аппарата.
Для того, чтобы оценить методики принятия решения лидером государства необходимо произвести анализ уровня дифференциации и интеграции. Этот анализ дает возможность охарактеризовать информационные процессы в государственном управлении, которая будет оценена в речевых и письменных текстах. Когнитивная сложность включает два взаимосвязанных фактора: интегративную сложность и концептуальную сложность.
Проблемы выработки политических решений
Главная сложность состоит в уровне степени дифференциации, которая демонстрируется лидером политики при обсуждении или описании иных людей, политики, вещей или идей. Политические лидерские идеи должны являться доступными для населения, что делает более сильной его способность классификации идей и идей при помощи двумерных измерений. Но, этому противодействует нежелание заметить двойственность аппарата правительства и однообразно реагировать на идеи и объекты.
Интегративная сложность - значит способность соотношения различных элементов и измерений ситуации или проблемы посредством образования синтеза, комбинаций, интеграции. Разные уровни интеграции и дифференциации в информационном процессе обладают результатом различных стратегий решения.
Характеристики мышления лидера политики могут рассматриваться в форме собирательного понятия. Традиционно выделяются: продуктивность, гибкость мышления, уровень аналитических способностей.
Гибкость мышления лидера политики отражается в подходе к получению всяческой информации. В том случае, если он получает четкую информацию, это означает, что сделанные выводы являются более адекватными, они дают возможность мыслить большим набором категорий. Жесткость мышления является неотъемлемым фактором принятия сложных и важных решений. Продуктивность мышления заключается в способности главы страны к создавать более эффективные, отвечающие актуальным проблемам и сформировавшейся ситуации идей политики. Необходимо скорое разрешение задач, образование принципиально новых подходов к проблеме, без помощи приближенных уполномоченных лиц.
В экстренных ситуациях непродуктивное мышление может сформировать серьезнейшие трудности либо кризис в государстве. Скорость мышления лидера политики - это существенный фактор для выживания государства и его как лидера этого государства в военно-политическом конфликте. Лидер обязан уметь быстро искать пути разрешения сложившихся проблем, поэтому скорость мышления обязательно должна являться высокой. Аналитичность мышления лидера прямо воздействует на образование политической стратегии и на принятие эффективнейших решений в кризисных международных и политических ситуациях.
Глава государства должен уметь находить все воздействующие на ситуацию элементы, их взаимную связь, их структуру, их составляющие, что дает возможность обозначить причинно-следственные связи в политическом процессе.
Гибкость принятия решений и склонность к рисковым решениям у политического лидера означает, что он тщательным образом взвешивает аргументы «за» и «против» какой-либо альтернативы.