Политическое решение является процессом, который начинается с образования политической проблемы и завершается ее снятием, разрешением.
Анализ экономической кризисной ситуации в РФ
Согласно постановлению Федерального Собрания Совета Федерации РФ №447-СФ «О социально-экономической ситуации в РФ и неотложных мерах по выводу государства из кризиса» 15.10.1998 года была образована Временная комиссия Совета Федерации по расследованию причин, последствий и обстоятельств принятия решений Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17.08.1998 года о реструктурировании краткосрочных государственных обязательств, девальвации обменного курса рубля, принятии моратория на реализацию валютных операций капитального направления.
Во Временную комиссию делегировали десять членов Совета Федерации, помимо которых к её деятельности привлекли сотрудников аппарата Совета Федерации из комитетов по бюджету и информационно-аналитическому управлению, валютному, финансовому и таможенному регулированию, налоговой политике, банковской деятельности, а также экспертов из иных организаций. В процессе расследования проводилось шесть заседаний официального характера, на которых проходили слушания, касательно решений ответственных лиц.
В разработке итоговых документов использовалась письменная информация:
- Службы внешней разведки РФ;
- Министерства финансов РФ;
- Счетной палаты РФ;
- Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
- Генеральной прокуратуры РФ.
На рассмотрение членов Совета Федерации выносились следующие документы:
- проект постановления Совета Федерации по итогам работы Временной комиссии;
- заключение вышеозначенной комиссии с полным анализом обстоятельств, причин и последствий принятия решений от 17 августа;
- аналитическая записка Комитета по налоговой политике, бюджету, валютному, финансовому и таможенному урегулированию, банковской деятельности, где излагалась история вопроса.
В итоге доклада подчеркивалось, что Временная комиссия обратилась к Президенту РФ, государственным органам власти субъектов РФ с просьбой принятия мер к тому, чтобы лица, готовившие и принимавшие решение от 17.08.1998 года, а также несущие ответственность за государственную политику заимствований в период 1995-1998 годов, не могли впредь занимать должности ни на государственной службе, ни в организациях, которые имеют связь с управлением объектами собственности и ресурсами, частично или полностью принадлежащим стране.
Но как стало впоследствии ясно, эта просьба удовлетворения не получила - лица, которые были признаны ответственными в принятии решений о дефолте 17.08.1998 г. (С. Кириенко, А. Чубайс, С. Алексашенко и иные), так и продолжили занимать руководящие посты в учреждениях, которые связаны с государственным денежным оборотом, к примеру: "Росатом", "Роснано", "Объединенная зерновая компания".
Кроме того, Временная комиссия обращалась в Генеральную прокуратуру с депутатским запросом о проведении по фактам, которые были изложены в упомянутых выше документах, еще одного расследования со всеми вытекающими из законодательства России последствиями. В проектном постановлении предлагался также целый пакет поправок к действующему законодательству, а также новые законопроекты, с тем, чтобы в последующем избегать или смягчать последствия схожих с августовским кризисом явлений.
В общем же, работа Временной комиссии на 44-ом заседании Совета Федерации была одобрена, что и нашло отражение в принятом на сей счет постановлении.
Анализ долговой политики
Далее обратим внимание на долговую политику, проводимую Правительством РФ в период 1991-1998 годов, складывающуюся из внешнего и внутреннего долга, который был выражен в иностранной и национальной валютах соответственно. Необходимо отметить ее важную особенность - непрерывное увеличение объема долга государства на всем протяжении изучаемого периода, что пояснялось стремлением органов кредитно-денежного регулирования понизить инфляцию, вызванную нарастающей денежной эмиссией.
Внешний долг государства вырос в сравнении с 1991 года по состоянию на 01.01.1998 г. в 1,3 раза, то есть с девяноста пяти миллиардов долларов до ста двадцати трех с половиной миллиардов долларов и к концу 1998 года составлял 146, 4% от ВВП. Иными словами, экономика России испытала на себе колоссальную нагрузку, справляться с которой уже было невозможно.
Также ситуация обстояла и с государственным внутренним долгом, основную структуру которого образовывали ГКО. Выпуск этих инструментов впервые осуществлялся 01.01.1994 г. и составил двести миллионов рублей при совокупности объема всего внутреннего долга 15, 64 миллиарда рублей. Но в последующем объем размещаемых ГКО многократно увеличивался с каждым годом, и достигал в 1998 году максимального значения в 272, 61 миллиарда рублей. Иными словами, с 1994 года реализовывающийся механизм наращивания краткосрочных государственных обязательств по принципу «финансовой пирамиды» вел к тому, что все большая часть облигаций государства выпускалась с целью покрытия долга по предыдущим траншам облигаций, а поступления в бюджет государством, соответственным образом, претерпевали падение.
Стоит также отметить, что при таких высочайших объемах выпуска ГКО - главного инструмента долговой внутригосударственной политики, доход по ним на вторичном рынке незадолго до событий августа 1998 года составлял 140%. Такая тенденция порождала эффект замещения в экономике России, когда большая часть инвесторов, как иностранных, так и отечественных, осуществляла вложения именно в эти ценные бумаги, что отвлекало ресурсы от корпоративного сектора.
Итогом этого стало сокращение сектора негосударственных ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке, и перенос стоимости недополученных доходов на собственную продукцию. В результате чрезмерная эмиссия подогревала дополнительную инфляцию в экономической сфере.
Решения от 17 августа наносили громадный экономический ущерб (совокупная величина которого составляла сотни миллиардов рублей) государству, гражданам, банковскому сектору в целом, дискредитировали реформаторскую политику, вызывали крупномасштабную экономическую дестабилизацию, подрывали безопасность экономики России, ухудшали международное положение государства. По масштабу нанесенного ущерба и величине негативных последствий для населения страны и экономического развития государства решения от 17 августа необходимо рассматривать как тяжелейшее преступление против государства и общества.