Предвыборная агитация и политическая реклама
В избирательном законодательстве особое внимание уделяется поддержке информационной составляющей выборов, включая информацию избирателей и прямую избирательную кампанию.
Предвыборную кампанию можно рассматривать как своего рода политическую деятельность. Политическая агитация при этом по сути своей похожа на политическую рекламу.
Может показаться, что понятия «предвыборная агитация» и «политическая реклама» идентичны, но это не совсем так. Конечно, эти явления имеют много общих характеристик, таких как цели, объекты, субъекты, методы и формы.
Точного определения «политической рекламе» законодатель так и не дал, хотя она имеет определенно агитационное направление и преследует идентичные агитации цели - достижение определенных результатов на выборах.
Это подтверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; целью политической рекламы является общественное мнение, как для определенных кандидатов, так и для избирательных ассоциаций. А разнится она от других видов и жанров информационного воздействия краткостью, доминированием эмоционального над смысловым, «привлекательностью» и повторяемостью.
Однако согласно объяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, все таки есть существенная разница между рекламой и продвижением политических предвыборных кампаний. Это их финансовая база или источник финансирования. Если избирательная кампания осуществляется исключительно за счет избирательных фондов кандидатов и ассоциаций, то политическая реклама не подпадает под это обязательство, и поэтому ее масштабы, уровень воздействия на электоральные веяния не подлежат законодательному контролю.
Посредством политической рекламы можно организовать отдельное независимое направление в формировании общественного мнения, и его размер зависит от наличия средств кандидата или ассоциации. И, конечно, нет резона в данном случае говорить о равенстве кандидатов или ассоциаций.
Формы предвыборной агитации
Возможны следующие формы предвыборной агитации в Российской Федерации:
- призыв отдать голос за или против кандидатов или список кандидатов;
- выражать предпочтения кандидату или списку кандидатов любыми способами, соответствующими законодательству;
- обсуждать возможные последствия, если кандидат избирается или такового не произойдет;
- распространять информацию о кандидате в контексте положительных или отрицательных комментариев;
- распространять информацию о деятельности кандидата, которая не относиться к профессиональной сфере или реализации должностных функций;
- все законные действия, способствующие положительному или отрицательному подходу к кандидату.
Виды агитационного воздействия
Публичные выступления во время выборов.
Самым действенным видом политической агитации с древних времен было публичное выступление. Способность хорошо общаться и символически восхищать слушателя - один из основных политических ресурсов, неотъемлемая часть его имиджа. Что еще более важно - кандидат не должен допускать личных нападений против противника во время публичных выступлений.
Реализация листовочной кампании.
Никакая современная избирательная кампания не может обойтись без листовок. Буклет - надежный, недорогой, быстрый и эффективный способ активизировать избирательную борьбу, имеет большой потенциал для творческого выражения ее авторов.
Проведение агитации в СМИ: пресса, телевидение, радио, интернет.
Самым важным каналом воздействия на избирателей в кампании на любом уровне является медиа. Грамотно реализованная рекламная кампания в газете или на радио способствует как можно скорому привлечению внимание к кандидату избирателей, готовых предоставить ему «шанс».
Наружная (уличная) реклама.
Использование наружной рекламы является одним из наиболее распространенных способов передачи обращений кандидата к широкой общественности. В этом случае наружная реклама распространяется не только на улице, но и в общественных местах, таких как стадионы, в метро.
Технология адресной агитации.
Прямое политическое стимулирование позволяет получить точный доступ к информации людям, для которых она предназначена. Еще более детализированы целенаправленные политические акции. Оно предполагает наличие базы данных избирателей и ее постоянное наполнение. Такая информация абсолютно необходима, чтобы сделать личное обращение.
Организация проведения кампании «От человека к человеку».
Кампания проводится во всех местах, где находиться электорат: в зданиях и на улице. Главное кредо данного вида - сделать незнакомого - знакомым, а знакомого сделать единомышленником и агитатором.
Предвыборная агитация на улице.
Сложно обеспечить, чтобы люди приходили на встречу с кандидатом - необходимо, чтобы кандидат сам пришел к ним, есть много способов организовать такие встречи. Более результативная предвыборная агитация проводится непосредственно на улице, например при посещении:
- организаций и коммерческих предприятий;
- образовательных учреждений;
- социальных объектов (дома престарелых, больницы и т.п.);
- зон отдыха, дискотеки, клубы;
- спортивных мероприятий;
- собраний общественных организаций;
- агитационные походы или поездки
- проведение массовых общественных акций: слушания, демонстрации, забастовки, пикеты.
Одним из наиболее результативных видов предвыборной агитации являются массовые избирательные кампании: митинги, демонстрации, встречи политиков с избирателями, визиты политиков во время массовых демонстраций, пикеты, забастовки, шоу и т. п.
Участие в собраниях, безусловно, остается в памяти людей и позитивно влияет на их мотивацию к участию в избирательной кампании. Забастовки эффективно используются правительством и оппозицией. Забастовка может превратиться в митинг, голодовку и другие формы протеста.