Понятие мондиализма
Мондиализм – это особый политический проект по установлению единого мирового правительства.
Понятие мондиализм произошло от французского «мондиализация» Le monde (мир). Важно понимать, что мондиализация относится к гражданско-политической сфере жизни общества, а глобализация – к экономической сфере.
Термин «мондиализм» вне франкоязычного контекста имеет дополнительное значение с неким оттенком осуждения и негатива. Когда говорится не о самом процессе глобализации и политологических или социологических теориях глобализации, а об секретных организациях, лоббирующих глобализм, используют понятие «мондиализм».
Мондиализм объединяет концепции и теории, которые настаивают на необходимости объединить все человечество в одно «глобальное общество». Данные теории придают своим проектам исключительно нормативное и позитивное значение, когда глобализация рассматривается, как нечто императивное и желательное, как ценность. Под мондиализмом часто понимают организации, ставящие перед собой задачи воплощения проектов глобализации в жизнь, в объединении человечества в единое государство в мире под управлением единого мирового правительства.
Предпосылки возникновения мондиализма
Идеи создания всемирной монархии существовали давно. Всемирная монархия представлялась конечной целью объединения всех народов (в идеале) под единой государственной монархической властью.
В истории человечества полное объединение человечества в единое политическое тело не наблюдалось ни разу. Но существовало несколько всемирных монархий, к особо значимым можно отнести:
- Мидо-Персидскую монархию;
- Ассиро-Вавилонскую монархию;
- Македонско-эллинскую монархию;
- Римскую монархию.
Надписи персидских и ассирийских царей указывали на то, что их по праву можно считать первыми мондиалистами, их высшее призвание лежало в покорении народов для установления порядка и мира на всей Земле. Македонская монархия опиралась на силу эллинской образованности, прочно и глубоко вошедшей в восточный покоренный мир. У этого мондиалиста были намного сложнее и плодотворнее всемирно-исторические замыслы.
Наиболее полно идея всемирной монархии прослеживается у римлян, свято веривших в свое предназначение покорить всю Землю под власть одного закона и права.
Одухотворенное сознание единства всего человечества стало развиваться с приходом христианства. Появилась необходимость объединить людей в духе и истине, изнутри. И в христианском мире ввиду отдаленности реализации поставленных задач, продолжающихся противоречий и борьбы между разными народами, интерес к политическому единству сохранился. Мондиалисты того времени пытались механически соединить древнеримские и христианские идеи создания всемирной монархии, но потерпели поражение.
Идеи всемирной монархии имели приверженцев вплоть до пангерманистов и панславистов. Священная Римская империя в Средние века рассматривалась как попытка реализации планов о создании всемирной монархии. Идеями всемирной монархии увлекался Наполеон (Новое время), который считал себя преемником мондиалиста Карла Великого.
С идеями мондиализма перекликались идеи космополитизма, представляющей идеологию мирового гражданства и ставящая интересы человечества выше интересов отдельного государства или нации. Космополитизм по Дж. Р. Солу – это культурная установка, мировоззрение, направленные на универсализм и осмысление единства мира.
Всемирная вненациональная организация, возникшая в 1921 году, предусматривала осуществление таких аспектов, как:
- исчезновение наций, возникновение на их месте суверенных и независимых союзов;
- унификация всех систем весов и мер;
- единая система мирового хозяйства, наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии на благо всего человечества;
- употребление повсеместно эсперанто для превращения его в единый язык культуры.
Формирование и развитие мондиализма
Истоки мондиалиизма уходят в начало Нового времени. В политической сфере в центре парадигмы Модерна стоял антиимперский принцип, многократно усиленный принципом антикатолическим. Суверенное национальное государство противопоставлялось империи, против универсализма католичества выдвигались принципы секуляризма, свободы вероисповедания и веротерпимости. Средневековая парадигма традиционного общества, характеризующегося сословной иерархией, имперским принципом, нормативной социальной религией, в Модерне сменялась парадигмой «современного общества», организованного в национальные государства, секулярного, с доминированием третьего сословия.
Мондиализм зарождался в идейной и культурной атмосфере, противопоставленной принципу имперского универсализма и империи.
Начиная с XVIII века инструментальным рычагом осуществления парадигмы Модерна стала сеть организаций: европейское масонство, Орден Розенкрейцеров, герметические кружки, увлеченные неоплатонизмом. Свои идеи эти организации стремились реализовать на практике, для чего входили под разными предлогами в королевские дома Европы, старались примирить протестантов и католиков, распространяли свои теории среди интеллектуалов, философов, ученых.
Изначально мондиализм сформировался в качестве социально-политического проекта в среде европейских, так называемых «мистических организаций», предлагающих идеи построения нового мира, в основе которого лежали бы торжество разума, мира, справедливости, свободы и равенства. Идеи империи разума сосуществовали с европейским национализмом, однако была направленна на его преодоление. Реформируя общественный уклад, просвещая властителей, мондиалисты верили, что придут к построению Единой Европы, что было тождественно реализации проекта «мирового государства».
В XIX веке организации, стремящиеся объединить человечество в единое государство, начинают действовать более открыто и представляют революционно-демократические и леволиберальные политические партии и движения. Наиболее значимыми фигурами того времени, развивавшими мондиалистские проекты стали Клинтон Рузвельт, Гораций Грили, Карл Маркс, Генри Ричаард, Ричард Кобден, Джон Брай и др.
Первым шагом к организационному оформлению мондиализма стало Фабианское общество, созданное в 1884 году. Общество было учреждено Хэвлоком Эллисом, Джоном Дэвидсоном, Эдвардом Карпентером. Членами общества в разное время являлись: Бернард Шоу, Бертран Рассел, Герберт Уэллс, Вирджиния и Леонард Вулф, Сидни Оливер, Хьюберт Блант, Эдит Несбит, Эмили Панкхорст, Рэмси МакДональд и другие.
Тактика Фабианского общества подразумевала:
- выжидание для решительных действий подходящего момента;
- накапливание информации и данных;
- проведение аналитических исследований;
- распространение «тонкого» влияния;
- разработка теорий;
- подготовка «социалистического климата» и т.д.
В Фабианское общество входили представители интеллектуальной элиты. Общество поддерживалось отдельным кругами буржуазии, считающей, что для сохранения капиталистического уклада важно включать в средние и мелкие собственники широкие слои населения, ограничивать власть крупного капитала и перераспределять собственность. К социализму члены общества предлагали идти постепенно, сверху, путем эволюции. Для перераспределения собственности над экономикой необходимо было установить государственный контроль. А так как мировая экономика имела интернациональную природу, данный контроль должен был носить мировой характер. Отсюда вытекал проект мондиализма.
Фабианское общество продолжает функционировать и в наше время. В рамках общества существует отдельная группа, занимающаяся продвижением в геополитике мондиализма и глобализации. В 2005 году Фабианская группа глобализации опубликовала Манифест глобализации «Просто мир».
В 1891 году было основано мондиалистское Общество избранных, переименованное в 1909 году в Круглый стол. Его основателями стали Сэсил Роудс, Альфред Мильнер, Уильям Стид, Натаниэль М. Ротшильд. Основатели общества исповедовали идею, что Великобритания и США должны стать «мировой федерацией». С. Роудс был убежден, что только общество этих двух стран может обладать правом управления миром.
К 1915 году в Англии, Канаде, Южной Африке, Индии, Австралии и США были созданы филиалы Круглого стола. Многие из этих организаций существуют и сегодня.