Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции политического лидерства

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Функции политического лидерства
Замечание 1

Функции, исполняемые политическими лидерами, в основном предопределены теми целями, которые они устанавливают, той средой (политической и экономической), ситуацией в которой они вынуждены действовать.

Функции политического лидерства в кризисной ситуации

Ситуации могут быть кризисными и стабильными. Для кризисной ситуации можно обозначить следующие функции, исполняемые политическими лидерами с целью разрешения задач, обеспечения выхода государства из тупиковой ситуации:

  1. Функция аналитики, либо функция установления диагноза, то есть всесторонний и глубокий анализ причин сложившейся ситуации; изучение субъективных и объективных реалий и факторов;
  2. Функция выработки программы действия или же управленческая. В исполнении данной функции важную роль играют качества личности политического лидера: его ум, решительность, энергия, смелость, интуиция, способность принимать на себя весомую ответственность;
  3. Функция мобилизации государства на исполнение принятой программы. Тут все зависит от способности и умения политического лидера контактировать со всеми слоями общества, привлекать, убеждать перейти на свою сторону колеблющихся индивидов.

Помощь со студенческой работой на тему
Функции политического лидерства

Функции политического лидерства в условиях стабильности

При условии относительной стабильности общественной среды политический лидер остается новатором, продвигает новые цели, идеи, задачи в общественном развитии. При этом круг исполняемого им функционала расширяется:

  • новаторская функция подразумевает, что политический лидер приносит конструктивные идеи социального общественного устройства. Для этого вырабатываются новые стратегические планы, политические программы развития общества, реализуется реорганизация структур политики;
  • функция коммуникации связывается с тем, что основный смысл всей деятельности политики лидера – служить людям, выражать интересы общественной среды в целом и различных группировок социума. В связи с этим лидер политики постоянно должен следить за изменяющимися мнениями и настроениями в обществе;
  • организаторская функция образуется из предыдущих функций. Речь здесь идет о мобилизации народных масс на претворение политических решений и программ в жизнь;
  • координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – учреждений и институтов власти;
  • функция интеграции направлена на поддержку стабильности и целостности общества, общественного согласия и гражданского мира – лидер призывается к обеспечению национального единства в масштабах большого сообщества, которым он осуществляет руководство, либо государства в целом;
  • функция легитимации поддерживает власть на основании личного авторитета и воздействия на массы.
Замечание 2

Исходя из всего вышеназванного, можно сделать вывод, что политический лидер выступает в роли объединителя масс, защитника их интересов, инициатора обновления жизни, организатора людской деятельности.

Подходы к пониманию сущности политического лидерства

Изучение проблем формирования и развития политического лидерства предполагает разнообразные методические и теоретические подходы, помогающие раскрывать наиболее важные стороны данного политического явления.

Сторонники парадигмы теологии считают, что политическое лидерство определено не только правом, но и сверхъестественным явлением божественной воли наравне с человеческой волей. В связи с этим власть, которая имеется у политического лидера, выступает в форме некой комбинации невидимого управления и усилий человека. Притом могущество политического лидера берет истоки от Бога, а назначение и роль самого лидера заключается только в необходимости наиболее полного отображения в собственной деятельности предначертания всевышнего.

Натуралистическая парадигма отражает попытки объяснения природы политического лидерства исходя из доминантного значения факторов вне социума, которые обладают не приобретенным, а врожденным для человека характером. Так, главным объектом внимания биополитической направленности этой парадигмы является политическое людское поведение (прежде всего лидеров), цель которого они видят в сохранности у человека генетического материала. Психологическое направление парадигмы натурализма в качестве основного фактора, который объясняет политическое лидерство, рассматривает свойства психологии людей.

Социальная парадигма соединяет разнообразные теории, рассматривающие социальные, но внешние в отношении политики факторы. К примеру, известно теоретическое положение марксизма, которое объясняет природу и происхождение политики воздействием на нее отношений экономики. При подобном подходе политическая надстройка выступает в форме средства реализации целей класса, а функции и роль политического лидера сведены к социально-классовому представительству. Притом не учтены индивидуальные лидерские качества как носителя отношений политической сферы.

Разновидность социальной парадигмы состоит в культурологическом подходе. Его сторонники видят политику в форме продукта людской деятельности, а основным ее назначением признали реализацию творческого функционала политических лидеров. Данный подход принимает в учет воздействие индивидуальных лидерских качеств на политику.

Рационально-критическая парадигма является теоретической моделью, объясняющей политическую природу ее внутренними элементами, свойствами. В таком случае политическое лидерство представляет собой самостоятельный элемент политической жизни, развивающейся по собственным законам и в соответствии со своими механизмами.

Помимо этого, того, политический лидер обязуется предвидеть последствия преобразований и реформ, избегать нежелательного эффекта резкой расслойки и поляризации общества, реагировать вовремя и по возможности принимать упреждающие воздействия, которые направлены на превенцию конфликтов в общественной среде. Невнимание к обостряющимся проблемам социума способно вести не только к социальной напряженности, но и вызывать политическую нестабильность.