Сущность политических конфликтов
Политические конфликты являются одной из разновидностей социальных конфликтов. Политические конфликты являются столкновением меж двумя и более политическими субъектами.
В отношении роли политических конфликтов в общественной среде и их перспектив есть разнообразные точки зрения. В соответствии с марксистской концепцией политический конфликт представляет собой характерную черту классово-антагонистического общества. Решением конфликта меж рабочим классом и буржуазией является социалистическая революция, после чего формируется общество солидарности, где масштабные конфликты социума отсутствуют.
Более достоверной является точка зрения большей части исследователей современности, согласно которой конфликты представляют собой неизбежную черту любого нынешнего общества, также как и общества будущего.
Конфликты в общем, и политические конфликты в частности, невозможно оценивать однозначным образом отрицательно или положительно. В них существуют и негативные, и позитивные стороны.
Положительными сторонами политического конфликта признаются:
- разрешение важнейшей социальной проблемы, общественный прогресс;
- поиск позиции субъектов политики, что благотворным образом влияет на структурирование и рационализацию их интересов;
- интеграция какого-либо субъекта политики (общества, социальной группировки).
Так, побочными итогом войны является консолидация населения воюющих государств.
Особенности политических конфликтов в России
Особенности русской истории политики и национальной культуры образовали множество содержательных черт поведения и восприятия в конфликтной ситуации, которые присущи не только русским людям, но и представителям народов, которые имеют тесную связь с Россией в своей исторической судьбе.
Во-первых, это долготерпение, стремление как можно дольше не входить в открытое столкновение. Россиянин может очень долго терпеть лишения, нужду, притеснения, даже насилие и их пагубное влияние, не считая необходимым до поры до времени вступать с ними в открытое противостояние.
Во-вторых, это крайняя форма поведения в конфликте, исходящая из расчета, во что бы то ни стало одерживать верх, добиваться победы над противником. Вяло протекающий конфликт, который позволяет сторонам долгое время сохранить свободу выражения, независимость и отстаивания собственных позиций — великая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как нежелание вступить в конфликт, долготерпение одной из сторон, которое затем переходит в бунт, взрыв, ярко отраженное сопротивление давлению противоположной стороны.
В-третьих, неприятие ментального типа конфликта, подсознательное отношение к нему как к тяжелому бремени. Конфликтная атмосфера нежелательна, непривычна для души русского человека. В Европе и иных государствах, где история заставила людей приспособиться к состоянию перманентного конфликта, у них образовались устойчивые особенности индивидуализма в форме реакции на необходимость сохранения себя в поле конфликтного напряжения. В отличие от них русский характер еще проживает грезами братского единства, всеобщей любви, доверчивости, которые и в настоящий момент содержат идеи соборности, особенной роли и предназначения России в деле окончательного соединения всех народов во имя общего согласия и мира на Земле.
Говоря о политических конфликтах в современной России, необходимо, прежде всего, отметить конфликты меж исполнительной и законодательной властью. Наиболее острую форму они обрели к октябрю 1993 года, когда законодательная власть в лице Верховного Совета РФ вступила в вооруженное противостояние с исполнительной властью в лице президента. Разгон силой Съезда народных депутатов и Верховного совета, который был предпринят Президентом РФ, склонил чашу весов в его пользу.
Следствием решения кризиса стало: принятие принципиально новой Конституции РФ, зафиксировавшей упразднение советской политической системы, придавшей государственному устройству России образ президентской республики. Ликвидация двоевластия, которое возникло в России в 1992 году, поспособствовала:
- стабилизации обстановки в государстве;
- образованию нового политико-общественного режима.
Примеры политических конфликтов в России
На протяжении 1990-х годов противостояние было выражено во взаимных обвинениях и попытках одной властной ветви воплотить собственные цели за счет ослабления иной. Президент РФ периодически угрожал Думе роспуском. Государственная дума, в свою очередь, делала попытки объявления президенту импичмента в мае 1999 года. Кроме всего этого, фракции левого толка в Государственной думе непрерывно требовали отставки Правительства РФ (В. Черномырдина, Е. Гайдара, С. Кириенко) и изменений курса реформ.
Конфликты меж верховной президентской властью, представительной и исполнительной властью происходят и в настоящий момент. Так, законы, которые приняты Федеральным собранием, иногда не подписывает президент. Для решения конфликта образуются согласительные комиссии, в процессе работы которых сглаживаются противоречия. После чего закон снова выносится на обсуждение Федерального собрания. Во всяком случае, если за закон отдаст голоса свыше 2/3 депутатов, то президентское вето преодолевается. Это примеры цивилизованного, мирного пути разрешения конфликтов.
Второй по значению политический конфликт в российском государстве связывается с кризисом федерализма. В 1994 году вооруженную форму обрел конфликт меж федеральными властями и Чеченской республикой. Нежелание сойтись на компромиссном решении с обеих сторон вело к гибели десятков тысяч индивидов. На сегодняшний момент данный конфликт в большинстве преодолен.
В 1996 году получил развитие конфликт меж собственниками больших финансовых капиталов (в политической публицистике их называют «олигархами») и представителями бюрократии государства. В базисе данного конфликта был положен передел собственности государства. Мощное финансирование со стороны «олигархов» избирательной президентской кампании 1996 года, казалось бы, позволило им предписать правительству «правила игры» в ходе приватизации собственности государства.