Сущность понятия «политическое управление»
Политическое управление – это реализация субъектом политики политико-властных отношений в своих интересах.
Политическое управление можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под политическим управлением понимают использование субъектами политики политических методов, способов, форм и средств, технологий воздействия на разные сферы общественной жизни. В узком смысле – это управление в политической сфере в отношении субъектов политики.
В современной политологии существует несколько понятий «политического управления»:
- целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на объект субъекта политики, политико-властный процесс достижения конкретных политических целей;
- механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей;
- целенаправленная и сознательная деятельность по упорядочению и урегулированию общественных отношений преломленная через призму политико-властных отношений;
- сфера взаимоперехода управления и политики, область корректировки существующей политики, принятых управленческих решений под влиянием конкретных обстоятельств и обстоятельств их реализации (с учетом позиций заинтересованных социальных и политических сил, которые вовлечены ы этот процесс);
- выражение осознанного стремления политического субъекта регулировать политические явления и процессы в необходимом для себя направлении;
- непрерывный процесс согласования и взаимоучета интересов всех субъектов политико-управленческого процесса на всех стадиях разработки и осуществления властно-управленческих решений;
- организующее влияние политического субъекта на общество методами и средствами государственной власти, ориентированное на эффективное достижение целей общественной системы.
Политика и управление тесно взаимосвязаны между собой. Политика является особым видом отношений, которые проявляются в использовании значительными группами людей для реализации собственных жизненно важных интересов институтов публичной власти. Политическая власть является способностью оказывать на поведение других людей определенное воздействие, навязывать в политике свою волю. Политическое управление предстает в качестве функции политической власти.
Признаки политического управления
В современном мире существует несколько специфических признаков политического управления:
- вид социального управления, который обусловлен политико-властными отношениями;
- процесс организации политического субъекта, направленный на трансформацию различных политических сил в организованное целенаправленное единство относительно определенной политической программы и конкретной политики;
- отношение политической власти и обратной связи, которые возникают в рамках государственного управления, отношения в организационных структурах социума, включенных в политический процесс.
Признаки политического управления предоставляют рассматривать процессы управления в политике, как осуществление политическим субъектом власти в политике, в государственном управлении, процессами, выходящими за пределы влияния государства на социальную жизнь. В этом случае политическим субъектом выступает не только государство, но и политические институты, институты гражданского общества, политическая элита власти и элита влияния, элементы политической системы, реализующие собственные политические интересы и волю в масштабах всего общества. Эта деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на политические, социальные, экономические, духовные и иные сферы жизнедеятельности общества.
Структура политического управления
Структура политического управления включает несколько элементов:
- субъект политического управления – это элемент, который осуществляет влияние на объект политики, реализуя собственные интересы (политическая организация, политические институты, политическая элита, политический лидер);
- объект политического управления – это элемент, на который направлено управленческое влияние (политическая организация, политические институты, политическая элита, политический лидер);
- политические коммуникации, или каналы управления – направления взаимного влияния объекта и субъекта в системе управления, поступление из внешней среды информации;
- средства управления – это политические методы, технологии, процедуры, обеспечивающие восприятие и передачу управленческого воздействия, базирующиеся на основе обмена информацией внутри политической системы и за ее пределами.
Объекты и субъекты в политическом управлении могут выступать взаимозаменяемыми элементами. Один и тот же политический институт или социальная группа одновременно могут быть и субъектом, и объектом управления, могут меняться своими местами. От субъекта политики во многом зависят средства управления, включенные в политический процесс воздействия на объект.
Отношения политического управления возникают между разными объектами и субъектами управления. Одними из наиболее всесторонних и глубоких управленческих отношений являются отношения, которые возникают между государственными органами, с одной стороны, и гражданами, отдельными представителями страны, с другой стороны.
В странах с демократическими политическими режимами устойчивыми управленческими отношениями являются те отношения, в которых субъект не имеет возможности использовать государственные ресурсы в собственных интересах, вынужден бороться с административными ресурсами, противостоять сопротивлению государственного аппарата, используя институты гражданского общества.
В политическом управлении субъективные отношения взаимны: субъект политического управления может выступать одновременно его объектом. Государство, выступающее субъектом политики, воздействует на объект политики – институты гражданского общества. В свою очередь институты гражданского общества (субъект) воздействует на объект-государство. В этом проявляется специфичность политического управления. Субъекты политики обладает противоречивыми и различными интересами, которые ими выражаются и осознаются. Направление политических процессов, реализация этих интересов, принятие политических решений происходят в политической борьбе с включением разных ресурсов.