5 марта 1953 года умер И. Сталин, после чего произошли значительные изменения политической и экономической сферах СССР.
Основной задачей политиков на этот период стало обеспечение правопреемственности социального и политического курса, а также необходимость проведения реформ в указанных сферах.
Внутренняя жизнь государства на этот момент характеризовалась наличием ряда противоречий, которые основывались на политике Сталина. Прежде всего, продолжалась борьба за власть. В частности, был сокращён состав Президиума ЦK, наступили и иные перемены в кадровой политике государства. Заместителем председателя ЦК стал Л. Берия, причём его власть продолжала постоянно усиливаться.
Руководство государства не могу допустить, чтобы Берия занял руководящие позиции в государстве. В связи с этим он был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма, после чего его приговорили к расстрелу. Позиции остальных руководителей ослабли после смерти Берии, особо тяжко обстояли дела в сфере сельского хозяйства.
Рисунок 1. Особенности политики СССР в послевоенный период. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После того, как был отстранен Маленков, фактически главой государства становится Никита Хрущёв. На 20 съезде КПСС, который произошёл феврале 1956 года, имело место выступление Хрущева с докладом о культе личности Сталина, данный доклад стал отправной точкой в новой политике государства. В частности, Никита Хрущёв приводил примеры беззакония сталинского режима, однако вопрос о тоталитарной системе управления не ставился.
Многие понимали утопичность некоторых идей Хрущёва, однако те лица, которые пытались отстранить его от управления государством, впоследствии были осуждены коммунистами в качестве «антипартийной группы». Однако те лица, которые поддержали Никиту Хрущева, были введены в состав Президиума ЦК.
Никита Хрущёв также провел существенные радикальные шаги в перестройке политического строя государства. В частности, он сделал успехи в демократизации партии, расширил условия приема в партию, создал условия для функционирования местных партийных организаций, а также значительно расширил права союзных республик, что заложило основу для их суверенитета. В 1957 году произошло восстановление прав депортированных при Сталине народов, после 50-х годов также стали активно развиваться различные формы местного самоуправления.
Немаловажные шаги были сделаны в сфере экономических реформ. Так, был взят курс на либерализацию режима проводимой политики, а также рассмотрен ряд экономических проблем. Реформы решили начать с сельского хозяйства, в частности расширить количество колхозов, повысить закупочные цены на их продукцию , расширять посевные площади за счёт целины и залежных земель. На первых порах освоение целины народами дало достаточно серьезную прибавку к продовольствию. Однако никто не учитывал, что необходимо применять особые технологии при освоении данной категории земель (в частности, давать земле периодически отдохнуть), в результате чего при отсутствие определенных алгоритмов и технологии произошел упадок сельского хозяйства.
В 1955 года также появилось такое понятие, как планирования сельского производства. В частности, оно было введено для расширения хозяйственной инициативы на местах. Некоторые функции государственных органов были переданы органам местного самоуправления.
Также значительное внимание уделялось развитию легкой промышленности, производство в данной сфере возросло в полтора раза. Никита Хрущёв вообще значительное внимание уделял именно научно-техническому прогрессу.
Однако в качестве серьезных экономических недостатков за этот период стали выступать экономические просчеты в сфере управления народным хозяйством. Пытались высаживать кукурузу для оптимизации аграрных процессов на полях, выселяли ученых в сфере агрономии из Москвы в деревни, однако это никак не спасало ситуацию. Нарастание кризиса привело к дестабилизации и выступлению рабочих в ряде регионов, а также студентов. Демонстрации разгоняли, однако это не дало ровным счётом никакого эффекта и привело только к росту социальной напряженности. Для того, чтобы снизить социальную напряжённость, власть пошла на увеличение зарплат в госсекторе, удвоила размеры пенсии, снизила пенсионный возраст, сократила продолжительность рабочего дня. Однако кризис системы управления был уже налицо.
Рисунок 2. Особенности внешней политики Н. Хрущева. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как мы уже сказали, внутренняя политика была направлена на курс либерализации. В связи с этим Никита Хрущёв взял курс на либерализацию и внешнеполитической сферы. В частности, Советский Союз выступил с предложением о сокращении вооружений, а также о прекращении ядерных испытаний. Однако другие страны не поддержали Советский Союз а, в том числе и западные державы, в связи с чем продолжалось наращивание военного и иного потенциала данных стран. Для того, чтобы противостоять странам НАТО, была создана в мае 1955 года Организация Варшавского договора, которая, впрочем, потерпела серьёзный кризис в 1961 году.
Следом за этим кризисом последовал следующий «карибский ракетный кризис», который поставил мир на грань ядерной катастрофы. В частности, после победы на Кубе Фидель Кастро совместно США развёл войну против нового кубинского режима. Советский Союз, решив помочь Кубе, разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. США, Узнав об этом, высказали угрозу о нанесении удара по ракетам. Ситуацию удалось разрешить только в последний момент при переговорах Хрущева и американского президента Джона Кеннеди в 1962 году. Данный кризис стал кульминацией «холодной войны», после чего отношение Советского Союза и капиталистических стран стали немного улучшаться.
Рисунок 3. Стратегическое оружие СССР и США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примерно в шестидесятых годах Советский Союз стал проявлять активность в общении со странами Третьего мира, развитием совместно технологий, а также поддержки данной категории государств. В частности, устанавливались товарищеские отношения с Южным Вьетнамом, Лаосом, Таиландом, Малайзией, Бирмой, активно сотрудничали с Непалом, Египтом, Алжиром. В частности, Советский Союз мотивировал данное решение необходимостью поддержки данной категории государства для преодоления их изоляции.