Политическая система КНР
Китай – это государство с коммунистическим строем и, согласно Конституции, Коммунистическая партия Китая – это руководящая сила общества и государства.
КПК (Коммунистическую партию Китая) невозможно отделить от власти, пока не будет изменена конституция КНР и вся политическая система. Все постановления, касающиеся управления государством, принимаются только по предписаниям КПК.
КП Китая неизменно принимает участие:
- в решении общенациональных и в частных вопросов;
- в учреждении программ, преобразующих лицо страны;
- в решении особых вопросов кадровой политики.
В Китае наблюдается взаимное переплетение партийных и государственных функций, деятельности органов КПК и государства.
Основа партийной государственной системы Китая - территориально-производственный признак. Созданные по этому признаку партийные ячейки и группы работают в общегосударственном масштабе, во всех автономных округах, в вооруженных силах, на предприятиях и в учреждениях. В стране регулярно проходят «чистки» партии.
Коммунистическая партия Китая
Китайская государственная идеология определяет КПК авангардом рабочего класса, выразителем потребностей многонационального народа страны, руководящей силой в работе по строительству социализма в КНР. Конституция КНР подчеркивает важность и значение Коммунистической партии: только благодаря руководству коммунистической партии стали возможны достижения социализма; на КПК и в будущем возложено управление "народами всех национальностей Китая".
КПК сохранила свои позиции в государстве, в то время как многие в прошлом социалистические страны отказались от социалистического пути развития, и их коммунистические партии были отстранены от власти. Это можно объяснить не только специфическими условиями КНР, но и тактикой руководства КПК, продемонстрировавшей гибкость подхода к марксизму-ленинизму, отказавшейся от ряда догматических положений (несовместимость социализма и рынка, классовая борьба как решающее звено) и трансформировавшей идейно-теоретическую платформу партии, используя традиционные конфуцианские ценности и идеи национального патриотизма.
Численный состав КПК - 57 млн. человек, которые организованы в 3,45 млн. низовых партийных организаций.
Структура КПК основывается на традиционной для коммунистических партий схеме с учетом китайской специфики.
Важнейшие элементы структуры КПК:
- Всекитайский съезд КПК - высший руководящий орган, созывается один раз в пять лет. На нем принимается и пересматривается устав КПК, заслушивается и рассматривается отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждаются и принимаются заключения по важнейшим партийным вопросам.
- Центральный комитет (ЦК) КПК. Формируется для руководства КПК и представляет КПК во внешних сношениях.
- Политбюро КПК. Выполняет функции и полномочия ЦК в период между пленумами.
- Военный совет, совпадающий по своему составу с конституционным органом — Центральным военным советом.
- Центральная комиссия советников. Является политическим консультативным органом ЦК. Его главная его задача - внесение предложений и консультативная помощь в вопросах реализации принципов и политики КПК.
- Центральная комиссия по проверке дисциплины. Решает дисциплинарные вопросы и готовит предложения по кадровой политике КПК.
- Секретариат КПК. Занимается текущей работой.
- Генеральный секретарь ЦК КПК. Проводит заседания политбюро и его постоянного комитета, контролирует работу секретариата ЦК.
КПК разрабатывает обязательные для всего общества политические установки, ее представители совмещают руководящие посты в высших эшелонах государственной власти с членством в политбюро и других руководящих органах партии. Пятилетние планы разрабатываются в ЦК КПК, а затем принимаются ВСНП.
Политические партии, общественные организации Китая
Кроме главенствующей коммунистической партии, в Китае имеется восемь второстепенных демократических политических партий. Они объединяют различные слои общества и даже лиц определенных профессий.
Политические партии и общественные организации Китая:
- Рабоче-крестьянская демократическая партия;
- Революционный комитет Гоминьдана;
- Ассоциация содействия развитию демократии;
- Демократическая лига;
- Партия стремления к справедливости (Чжигун-дан);
- Общество Цзюсань (Общество третьего сентября);
- Лига демократической автономии Тайваня;
- Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев.
Уровень развития и масштаб деятельности демократических партий уступают уровню и масштабу КПК – региональных отделений у демократических партий нет, есть только центральные комитеты.
Каждая из названных партий имеет собственный устав, социальную базу выборные органы, печатный орган, но это формальная самостоятельность, т.к. руководство, политика и установки КПК общепризнаны и не подлежат обсуждению или критике. Деятельность демократических партий курируют специальный отдел ЦК КПК и его местные органы.
В КНР разрешено двойное членство (в КПК и демократической партии).
Зарубежные и российские политологи обращают внимание на фактически однопартийную систему КНР и подчеркивают, что реальный политический плюрализм в государстве отсутствует. Однако действенность однопартийного политического механизма пока сохранена, он обеспечивает развитие страны и продолжает преобразования, осуществляет демократические перемены в политической области.
Единая система общественных организаций и движений КНР управляет единой коммунистической сетью всех профсоюзных, молодежных и других общественных объединений страны. Единому независимому профсоюзному центру подчинены все подобные центры с разными политическими партиями.
Уникальной в мировой практике общественно-политической организацией является Китайский единый фронт, объединяющий все существующие в стране партии и общественные объединения разного уровня и территориального значения.
Единый фронт, обладающий полномочиями координирования различными политическими мнениями, вырабатывает общенациональную точку зрения по весомым государственным вопросам. Центральный орган управления организации – Народный политический консультативный совет.