Понятие «политическая система»
Прежде чем рассматривать особенности взаимоотношений религиозного института с институтами политической власти, важно дать определение понятию «политическая система». Отталкиваясь от слова «система», мы можем определить ее как совокупность общественных, а также политических отношений, которые направлены на исполнение власти, и на управление всем обществом в целом.
Политическая система имеет несколько иных названий: в различных кругах ее обозначают как политический режим, политическая идеология, а также политико-идеологической доктриной. Среди наиболее известных политических систем следует выделять демократию, тоталитаризм, авторитаризм и теократию. По мнению политологов и историков, за всю историю своего существования различные сообщества испытали на себе более 20 различных типов политических систем. В некоторых странах они менялись в зависимости от внутренних и внешних факторов, а в некоторых странах политический режим, который правил сотни лет назад, сохранился и по сей день.
Как особое явление, политическая система выполняет несколько основных функций. Во-первых, это функция конверсии, которая предполагает преобразование ряда общественных потребностей и требований в реальные политические решения. Во-вторых, функция адаптации, выраженная в приспособлении политической системы к постоянно меняющимся экономическим, социальным и духовным условиям, которые также подвержены влиянию не только внутригосударственных факторов, но и внешним факторам. В-третьих, благодаря политической системе происходит максимально универсальная и приемлемая мобилизация людских и материальных ресурсов. Это могут быть денежные средства, налоговые выплаты, а также избиратели, которые примут участие в выборах политической партии или главы государства.
Также среди функций социальной системы мы отметим охранительную, внешнеполитическую, консолидирующую и распределительную. Все они оказывают серьезное влияние на общественно-политическую систему как на внутригосударственном уровне, так и при реализации внешней политики государства.
Государство и религиозные организации
Взаимодействие государства и разнообразных религиозных организаций и объединений достаточно в полной мере описано в статье 4 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях». В ней четко прописано о том, что Россия – это светское государство, в котором невозможно определить одну единую религию, обязательную для всех. Это также обусловлено и явным отделением религиозных объединений от государственной системы, их равенство перед верховным законом.
Государство не имеет право определять одну ведущую религию, поэтому любое вероисповедание или религиозная организация может стать для человека ведущим, в зависимости от его ценностей, мировоззрения, воспитания. Государство также не может вмешиваться в определение гражданами своего собственного отношения к религии, что дает человеку полную свободу выбора, которая будет лишь поддерживаться законом и не будет наказана.
Еще один факт – религиозное объединение не обладает полномочиями, в которым сможет выполнять функции органов государственной власти. Таким образом, они негласно стоят на ступень ниже, чем высшие органы власти. К тому же, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных видов льгот, оказывает материальную и финансовую поддержку, что в определенной степени делает религиозную организацию зависимой от государства.
В случае, если религиозное объединение выйдет из-под ответственности представителей власти, то это не влечет за собой ограничений в правах членов конкретных объединений на участие в управлении делами государства. Например, люди по-прежнему имеют право принимать участие в выборах как на муниципальном, так и на общегосударственном уровне. Помимо этого, представители религиозного объединения вправе попросить органы государственной власти Российской Федерации об объявлении некоторых религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях (как по всей стране, так и в отдельно взятых регионах).
Роль религии и религиозных организаций в политической деятельности общества
Сегодня, как и десятки, и сотни лет назад религия по-прежнему играет роль в политической деятельности общества. Она влияет на политическую жизнь в большей части мира, даже на тех территориях, где проживают люди, не исповедующие ни одну известную религию. Решающим образом она влияет на политическую культуру большинства народов мира, поскольку деятельность властных органов учитывает интересы и культурную жизнь общества, ее духовную наполненность.
Большинство стран используют в составной части символики государства религиозные знаки и символы. Тем же приемом пользуются представители политических партий и общественных организаций. Во многих странах религиозные праздники объявлены национальными, и в эти дни люди не посещают рабочие места, даже если они не относятся к религиозной части населения.
В рамках влияния на политическую деятельность государства, религия выполняет несколько функций:
- Мировоззренческая – наполняет жизнь верующего человека особым смыслом, меняет его мироощущение, понимание окружающей действительности, его мировоззрение. В данном случае таким человеком может быть политический деятель или лидер, который своим примером исповедания какой-либо религии может привести в нее новых людей, ранее не исповедовавших ее;
- Регулятивная – осознание человеком содержания определенных ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религии и выступают программой поведения человека. Данная функция напрямую связана с предыдущей, описанной нами – мировоззренческой;
- Политическая функция – лидеры общностей и государств зачастую используют религию, чтобы оправдать свои действия, а также для сплочения (или разделения) людей по религиозной принадлежности опять же основываясь на свои политические цели.