Политико-государственное устройство Норвегии
Норвегия представляется конституционной монархией. Главой государства является король. Королевский дом — династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург:
- Харальд V, король Норвегии с 17 января 1991 года, рожденный 21 февраля 1937 года; Соня, королева Н. (4 июля 1937);
- Хокон, кронпринц Норвегии - 20 июля 1973 года;
- принцесса Марта-Луиза - 22 сентября 1971 года.
Король Норвегии Харальд V установил, что принцесса Марта-Луиза после 1 февраля 2002 года утратила свой титул, все связанные с ним привилегии после замужества и её собственного решения продолжения работы в своей компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling.
В административном соотношении государство разделяется на 20 областей – «фюльке», в их численности и крупные города Берген и Осло.
Политическая система Норвегии
Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Норвегии является установление своеобразной балансировки меж политическими и социальными силами государства. Специфическому социальному классовому согласию содействовала действующая на тот момент двуполярная партийная политическая система, которая подверглась эрозии в последний момент. На одном полюсе располагаются социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП с 1887 года) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социалистическая народная партия — Sosialistiske Folkeparti, основанная в 1961 году); на другом — все правоцентристские буржуазные партии: Хёйре (Hoyre с 1885 года) — консерваторы, первая политическая партия страны — Венстре (Venstre — с 1884 года) — либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП — Kristelig Folkeparti, основанная в 1933 году) и Партия Центра (Senterpartiet, до 1959 года называлась Крестьянской партией, с мая и до конца 1959 года — Норвежской демократической партией, основанной в 1920 году). При этом балансе сил огромное влияние выдвигает популистская Партия Прогресса (ПП — Fremskrittspartiet — основанная в 1973 году), с которой пока отказываютв сотрудничестве как левые, так и правые партийные ячейки.
Меж правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не существовало непримиримых противоречий. По факту образовалась, функционирует корпоративная система принятия решений, при этом роль координатора в данной структуре (государство — профсоюзы — предприниматели) взяли на себя представители властей, которые производят курс «социального партнёрства»: подписание коллективных договоров о зарплате и иных условий труда, деятельности судов труда, сглаживании конфликтов трудового характера. Основными звеньями партнерской системы являются, с одной стороны, соединения предпринимателей, а с иной с 1899 года общенациональное — Центральное объединение профсоюзов Норвегии (ЦОПН). Сотрудническая система меж государством и бизнесом дополнена также неформальными связями.
В централизованной структуре союзов предпринимателей основную роль сыграла Конфедерациянорвежских предпринимателей - 200 тысяч человек, а доминантное влияниеиспользуют Союз судовладельцев, Союз сельских хозяев-производителей, Промышленный Союз. В ЦОПН представляются свыше 40 отраслевых профсоюзов - 700 тысяч членов, а в Конфедерации норвежских служащих государства - 30 союзов отраслевого типа, даже профсоюз уникальный пенсионеров - 120 тысяч членов.
Влиятельны:
- Кооперативный союз, который основан в 1906 году, 0,5 миллионов участников;
- Объединение квартиросъёмщиков в 1939 году;
- Рабочее просветительное объединение в 1931 году;
- Рабочее объединение молодёжи в 1903 году.
Главные условия продажи рабочей силы разрабатываются один раз в два года путем переговоров между КНП и ЦОПН в форме общих и рамочных договоров. Первая базовая договоренность была заключена ещё в 1935 году, до настоящего времени служит в форме образцового «кодекса труда».
В 1960-х — начале 70-х годов разворачивалась острейшая борьба вне парламента вокруг проблематики членства Норвегии в «Общем рынке», её основным результатом стал отказ от вхождения в организацию. Референдум 1972 года по данной проблеме оказал специфичную «травму» партийной системе политики Норвегии. В результате референдума 1994 года противникам членства государства в Европейском союзе удалось добиваться собственной повторной победы.
Доминант НРП в норвежской политике сходилна нет в конце 1980 — начале 90-х годов. По итогам последнего раза выборов, производимых 10 сентября 2001 года, сложилось такое отношение сил:
- НРП - 24,3% голосов - 43 депутатских кресла;
- Хёйре- 21,2% голосов – 38 депутатских кресел;
- Партия Прогресса - 14,6% голосов - 26 депутатских кресел;
- СЛП - 12,5% голосов – 23 депутатских кресел;
- ХНП - 12,4% голосов – 22 депутатских кресла;
- ПЦ - 5,6% голосов – 10 депутатских кресел;
- Венстре - 3,9% голосов – 2 депутатских кресла;
- Партия Побережья - 1,7% голосов – 1 депутатское кресло.
На их основании сформировалось второе коалиционное правоцентровое правительство (Хёйре, ХНП, ПЦ, Венстре) при управлении Х.-М. Бунневиком. посреди партийных политических сил так же борьба идет в основном возле снижения налоговых ставок, роли социальных льгот и государства. В последний момент общественные движения противоборствуют за отрицательные последствия глобализации, которые нарушают традиционные устои.
После образования РФ обновились продуктивные связи в разнообразных сферах. Кульминация контактов - визиты президента Бориса Ельцина в Осло в 1996 году и короля Норвегии в Россию (Москву) в мае 1998 года. Важнейшим событием становится визит официального характера в Осло президента РФ В. В. Путина в ноябре 2002 года, по результатам этих общений с премьер-министром Х. М.Бунневиком подписалось Взаимное заявление, в нем стороны согласились расширить сотрудничество в северном регионе.
Меж ведомствами СССР, а позже Российская Федерация и Норвегия со своими интересами на протяжении 30 лет происходят консультации по регулированию вопросов делимитации, то естьвыделения границ Баренцева моря, охватывающих 155 тысяч квадратных километров, и укрепления раздельной линии с длиной 1700 км. Именно из-за уступок обеих их сторон, а так же их компромиссам к началу 2003 года дискуссия заходит приблизительно о 5% спорной территории шельфа и акватории.