Понятие политической системы
Категория «политическая система общества» не так давно, но прочно обосновалась в научном обороте. В научной литературе честно замечено, что понятие политической системы в современный период стало активно образовываться в западной науке, начиная с 50-60-х годов, а в СССР – начиная со второй половины 70-х годов, что вызвалось не появлением новейших подходов и аспектов исследований, а явлением необходимости приведения уже существующих категорий в соответствие с активно изменяющимися официальными установками, потерей актуальности понятия политической общественной организации.
Данное понятие начало широко распространяться относительно недавно, это связано с резким разрастанием сферы жизни общества, охватываемой политическими процессами. В 20 веке государство потеряло монопольное положение единственного существующего инструмента политики. Оно оказалось связанным крепкой сетью институтов и отношений, объединяющих его с гражданским обществом и обеспечивающих характер демократизма в публичной власти. В связи с этим образовалась потребность в тщательном изучении данного относительно нового явления.
Политическая система общества выступает в роли сложного, многогранного явления, и поэтому ее анализируют специалисты в разнообразных сферах государства и права, философами, социологами и пр. В частном, ученые в сфере теории государства и права обследуют ее при помощи системного и структурно-функционального анализа, со стороны ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как общего с ее отделенными частицами, прежде всего, изучая место и роль государства в этом образовании, его новейшие качества, особенности, грани в образе структурного элемента.
Критерии политической системы
Политическая система является универсальной управляющей системой государственно-организованного общества, ее компоненты связываются политическими отношениями, и которая в итоговом счете выступает регулятором производства и распределения социальных благ на основании применения крупными социальными общностями власти государства.
Для правильного определения структуры системы политики, крайне важно отыскать критерии отбора ее элементов. Главными требованиями в этом случае будут являться:
- их внутренний порядок - организационный критерий;
-
политическая устремленность деятельности - политический критерий, которая должна нормативно выражаться в соответствующих уставах, положениях, программах, отражающих цель образования политической организации, ее социальное значение:
- базисную сферу деятельности,
- характер ее базисных задач и функций,
- особенности их реализации,
- специфические принципы деятельности и организации и т. д. - программный критерий.
Необходимо обратить особое внимание на значение второго критерия, который для какого-либо института системы политики означает:
- во-первых, способность отражать политические интересы конкретного класса, группировки или любой другой социальной общности;
- во-вторых, являться участником сферы политической жизни, носителем отношений политики;
- в-третьих, иметь опосредованное или непосредственное отношение к власти государства- ее завоеванию, использованию или организации, при этом не обязательно в образе взаимного действия с органами государства, но и противостояние им;
- в-четвертых, руководствоваться в собственной повседневной деятельности нормами или правилами политики, которые сложились в основах политической жизни какого-либо государства.
Следующим критерием является программность, она задает возможности определить уровня участия какой-либо организации в политической жизни государства, фиксировать ее цели и задачи в области политики, а значит, внести в политическую систему общества.
Существуют разнообразные подходы к исследованию политической системы, но, несмотря на их многообразность, представлено, что она выступает в форме сложного комплекса отношений классов, наций, других социальных групп и общностей, личностей и их политических институтов.
Институциональный подход состоит не только в выявлении и выделении основывающих политическую систему (организацию) общества институтов, но также и в анализе ее элементных, структурных, субъектно-институциональных, формальных, юридических сторон.
Функциональный подход связывается с рассмотрением политической системы со стороны направленности ее деятельности, особенностей жизнедеятельности политического процесса и использования политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группировками институтов.
Регулятивный подход обращает внимание на особенности функционирования политической системы общества на основании политических норм всей системы нормативного урегулирования, то есть обычаев, принципов, традиций, воззрений, норм морали, права, корпоративных норм и т.д.
Идеологический подход изображает особенности идей, взглядов, представлений каких-либо исследователей на проблематику бытия политической системы общества, нацелен на формулирование определенной политической теории.
Коммуникативный подход представлен анализом политической системы со стороны системообразующих связей, отношений различных ее институтов.
Коммунистический подход представляется рассмотрением политической системы в образе общности политических организаций, базисом которых, как каждой из них в отдельности, так и всей политической системы является коммунистическая партия – направляющая и ведущая сила в развитии общества.
Самостоятельным является личностный подход при исследовании политической системы, в философском понимании начальный элемент системы - человек, социальная сущность которого является совокупностью всех отношений общества.
Итак, политическая система общества является совокупностью взаимно связанных государственных, общественных и других организаций, которые призваны развивать организационную самостоятельность, активность личностей политического характера в процессии реализации ими власти политического типа.