Почитание святых является неотъемлемой частью православной доктрины. На сегодняшний день ни одна православная церковь не представляется без множества икон с ликами святых и апостолов. Однако такая честь представляется не всем известным нам святым. Дело осложняется тем, что многие из них официально не канонизированы, оставаясь лишь чтимыми святыми в определенной местности.
Другие же канонизированы маргинально, иными словами, их канонизация до сих пор оспаривается церковными отцами, которые не относятся к радикальному монархическому течению. Третьи же канонизированы католической или старообрядческой церковью, соответственно не были признаны православной.
Другие святые наоборот слишком известные, об их исцелениях ходят рассказы, их иконы можно встретить в любой церкви, но, к сожалению, они до сих пор не канонизированы.
Систематика политической канонизации
На сегодняшний день существует множество политических деятелей, которые были канонизированы официально. Однако есть и те, чье причисление к лику святых вызывает спор не только в церковной сфере, но и среди обычного населения. К последним можно отнести большую часть династии Романовых, а также известного Рюриковича, чья жестокость запечатлелась в его прозвище «Грозный».
Канонизация – это причастие церковью какого-либо усопшего подвижника к лику ее святых.
Первое постановление о провозглашении подвижника святым произошло в 1339 году в Восточной церкви (грамота Константинопольского патриарха Иоанна Калеки о мощах святителя Алексия).
Зачастую те праведники, которые избирались народом, были для него святыми еще задолго до их канонизации. Если изначально праведник был местночтивым, то в будущем по мере роста его популярности, его начинали почитать и на других территориях. Обычно это происходило, когда он признавался церковью официально святым.
Теперь следует разобраться с «ликами святости». Их достаточно много, но все они разделяются на три основные группы:
- Подвижники – их святость определяется из особого служения церкви, она может не сопровождаться даром чудотворений. Соответственно, лики:
- апостолы - двенадцать апостолов и апостолы от семидесяти (ученики Христа и его учеников);
- равноапостольные – это те, кто стал популярным из-за обращения народов к христианству;
- святители – это архиереи, которые известны своей пастырской деятельностью и праведной жизнью;
- благоверные цари и князи: сюда можно отнести тех, чья святость не была засвидетельствована какими-либо чудесами и исцелениями, но, несмотря на это, их заслуги перед церковью неоценимы.
- Подвижники, святость которых проявляется в их подвиге – мученичестве. К ликам таких святых можно отнести: мученики, что погибли из-за веры в Бога; преподобномученики погибли из-за веры в монахов; священномученики из числа священнослужителей, а также великомученики, что погибли в страшным муках.
- Подвижники, святость которых явствует из их великой веры и служению Богу. Лики: исповедники – они понесли страдания, но не скончались от полученных мук; преподобноисповедники – страдали из числа монахов; священноисповедники - из числа священнослужителей; бессребреники – прославившиеся отказом от богатства и бескорыстием ради веры; блаженные – это те, кто принял облик безумных для обличения человеческих пороков; праведные почитаются за достойную жизнь.
Вне данной классификации можно выделить чудотворцев, пророков и страстотерпцев.
Канонизация политических лидеров России
Разобраться с канонизацией политических лидеров Руси намного проще, поскольку на первом плане появляется государство и его правитель, а не масса различных княжеств. Князья, которые отнесены к лику святых, условно можно разделить на несколько групп в зависимости от понесенного подвига.
- К первой группе относятся князья равноапостольные, которые прославились, как распространители христианства. К данной категории можно отнести князя Владимира Красное Солнышко, который в 988 году крестил Русь и женщину, что принесла христианство – княгиню Ольгу.
- Ко второй группе можно отнести князей-иноков. Князь Андрей, который подвизался в далеком северном Спасо-Каменном монастыре. В иночестве он принял имя Иосаф, в честь Индийского царевича. В течение пяти лет он снискал себе известность полным послушанием, постничеством, усердием к молитве и любовью к чтению в Спасо-Каменном монастыре.
- К третьей, наиболее многочисленной группе, относятся князья мученики и страстотерпцы. Именно сюда относятся первые русские святые Глеб и Борис. Тут же получают славу те князья, которые стали жертвами политических убийств (Игорь Киевский, Андрей Боголюбский), а также те, что претерпели мученическую смерть, отстаивая христианскую веру (Роман Ольгович, Василько Константинович, Михаил Черниговский).
Множество князей были объявлены святыми в 1549 году на Макарьевском Соборе при митрополите Московском Макарии.
Особенностью того времени являлась канонизация святых по распространенности их почитания – общецерковные, местноепархиальные, местнохрамовые.
Политическая история канонизации династии Романовых
Единственным императором из династии Романовых, который был причислен к лику святых, был Николай Второй. Вместе со своей женой Александрой Феодоровной (Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская), с сыном Алексеем Николаевичем и четырьмя дочерьми – Татианой, Ольгой, Анастасией и Марией, был канонизирован как страстотерпец.
В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге все они были расстреляны. Изначально они были канонизированы за границей 1 ноября 1981 года. И лишь спустя двадцать лет 20 августа 2000 года – присвоены к лику святых Русской православной церковью.
В лике мучеников они почитаются в РПЦЗ, в Русской Православной Церкви - в лике страстотерпцев, а в радикальных монархических кругах Николай II со всей своей семьей почитаются в лике благоверных. Также в этих кругах Николай II почитался как искупитель соборного греха Русского Народа.