Концепция светского государства Макиавелли
Одной из самых бурных эпох для развития политики и политологии в целом стала эпоха Возрождения. Именно в этот период происходило столкновение самых различных партий, движений, видных мыслителей и политических деятелей, развивались бурные политические столкновения и баталии. Поэтому в данную эпоху представляет особый интерес для философского теоретического анализа таких понятий, как власть, государство, политика, а также иные взаимосвязанные с ними понятия.
Одним из основоположников политической философии является Николо Макиавелли, который выступил в качестве основоположника в политической теории. В частности, он обращал особое внимание на важность личности, которая стоит во главе государства. По его мнению, правитель должен быть единым, не должны иметь место разногласия по поводу управления государством, а также государь должен руководствоваться рядом определенных принципов. В частности, он считал, что люди являются по своей природе эгоистичными и правитель должен поддерживать в них это чувство за счёт реализации и низменных потребностей. В тоже время, для того чтобы не потерять авторитет, правитель должен заботиться и о своих потребностях.
Макиавелли предлагал отступить от требований морали, если того требовала конкретная ситуация. Особенно это касается врагов и бунтарей, так как Макиавелли считал низшим сортом населения. Подобная концепция легла в основу политики многих правителей, оказав значительное влияние науправление, причём не только в эпоху Возрождения но и в последующем. Таким образом, теорию Макиавелли можно свести к следующим положениям:
- Разделение морали и политики;
- Политика выступает в качестве манипуляции;
- Выше морали и закона состоит государство в лице управляющего лица.
Утопические теории эпохи Возрождения
Важным периодом для развития общество стало эпохой Ренессанса, в это время активно процветали социалистические, а также утопические идеи. Люди в этот период стремились заглянуть в будущее и представить идеальную модель общества, а также алгоритм мне его создания. В основном, мыслители того времени основывались на необходимости разработки принципа равенства всех между собой. Представляли, что в идеальном государстве не будет бедных и богатых, все будут равны. Особенно данные взгляды проистекали от угнетённых масс, которые желали своего социального освобождения.
В основу всех этих движений лёг так называемый утопический социализм, выступающий в качестве основной идеологией движений. Однако любой итог, к которому шел Социализм, был не только неоправдан, но и невозможен, что оказывало негативные последствия на формирование политических взглядов в целом.
Утопический социализм можно разделить на следующие этапы, в рамках которых он протекал:
- Период раннего утопического социализма (16-17 вв.);
- Период утопического социализма эпохи буржуазных революций и становление капиталистического общества (17-начало 18 вв.);
- Период эпохи утверждения капитализма (конец 18- начало 19 вв.).
В качестве критерия разделения на данные категории легло развитие так называемых теорий марксизма, которые являются достаточно популярны во многих странах, в том числе и в России.
Развитие подобных теорий связано со сдвигами, которые происходят в это время в обществе. Все они связаны греческими преобразованиями, которые проистекают вовне. Исходя из того, как меняется экономика, необходимо реагирование и политических явлений на такую перемену.
Слово «Утопия» дословно переводится как место, которого нет. То есть под ней понимается некий идеальный проект, образ самого лучшего развития в будущем, своеобразная идеальная модель, в которой бы гармонично развивалось общество и государство.
Ученые того времени пытались найти такой идеальный проект, по какому пути должна развиваться государство, чтобы взаимоотношения с обществом и государством стали идеальными . В таком государстве должны полностью соблюдаться права и свободы человека и гражданина, а общество должно спокойно взаимодействовать государством, без революций, восстаний, митингов и демонстраций. Власть слышит народ, а народ подчиняется власти, так как одобряет её.
Идеи иных утопистов
Важное влияние на развитие утопических идей в данный период оказал Томас Мор, который являлся незаурядной личностью и принимал активное участие в политике и политических и философских взглядах относительно управления государством. Он первый создал так называемую литературную утопию, то есть написал «сказание» о никогда не существовавшем идеальном обществе. В частности, он полагал, что данное общество должно опираться на коллективную собственность. Последующие многие учёные, наподобие Томаса Мора, пытаясь найти свою идеальную модель государства, название данного произведения «Утопия» и дало название и явлениям этого периода , подобным придуманному им. Некоторм из них присущи наивность, излишняя идеализация, допущения рабского труда.
Проект «Утопия» принёс Томасу Мору небывалую славу, за счёт данного проекта он фактически стал бессмертным. Утопию он рассматривал в качестве острова, где была создано идеальное общество и идеальное государство. По замыслу Мора, там находилось 54 города, которые были быстрые абсолютно одинаковыми, за исключением столиц. Люди в нем работали всего лишь по 6 часов в день, а в остальные часы самообразовывались и самосовершенствовались. Отсутствовало какое-либо социальное неравенство, все были равны между собой, царила терпимость друг другу.
Власть была избираемой, должностные лица должны были избираться из числа ученых. Всё государство возглавлял князь, должность которого являлось пожизненный, однако на неё он избирался. Кроме того, снять князя с престола было возможно, если он проявил такие качества, как тиранию. В этом государстве отсутствует какая-либо частная собственность, имеется общность имущества, всё граждане делили между собой, при этом между ними отсутствовали различия в имущественном и социальном статусе. В идеале Томас Мор хотел ликвидировать деньги как таковые, осуждал алчных богачей.
Рисунок 1. «Утопия» Томаса Мора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ