Общая характеристика политической философии Платона
Античному философу Платону традиционно отводится очень важная роль в мировой истории и культуре, его философия, как отмечал Гегель, характеризуя значение Платона для духовной культуры человечества, представляет собой одно из немногих всемирно-исторических творений, которые от момента возникновения, во все последующие эпохи оказывало величайшее значение на культуру человечества и ход ее развития.
На труды Платона ссылались и апеллировали к ним не только его современники – античные философы, но и представители всех последующих эпох – религиозные деятели, философы эпохи просвещения и т.д., и даже современные ученые и мыслители.
Следует отметить то, что на формирование и становление политической философии Платона большое значение оказал кризис античного полиса, и, как следствие – необходимость разрешения проблемы укрепления государственной власти, выступающей в качестве гарантии согласия и порядка в обществе.
Особый акцент отмечался Платоном на формулировании высшей ценности всего государственного управления, в качестве которой он называл – достижение целостности общества путем обеспечения согласия различных социальных групп и сословий. В этом он видел справедливость государственного устройства, главную основу идеального государства.
Кроме того, справедливость как основа идеального государства находила свое отражение в том, что каждому гражданину государства должно быть предоставлено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Иными словами, справедливость в государственном масштабе, с точки зрения Платона, означает соответствие реального положения вещей их идее, поскольку государство идеально, то есть отвечает собственной идее только тогда, когда каждый его гражданин поступает в согласии с собственной, индивидуальной сущностью.
Представляется, что заслуга Платона в области политической философии состоит в том, что ему принадлежит фактически первая в человеческой истории систематически проработанная концепция социально-политического государственного устройства, освещающая как позитивные, так и негативные проявления государственности, положения которой оказывали на протяжении многих веков влияние на последующее развитие социально-политической теории.
Рассмотрим подробнее основные положения политической философии Платона.
Отрицательные типы государств по Платону
С точки зрения Платона человечеству известно четыре отрицательных типа государств, каждой из которых представляет собой последовательное ухудшение, либо извращение формы идеального государства.
Так, например, Платон указывал на то, что в отрицательных формах государства вместо единомыслия процветает раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насильственное принуждение, а должное стремление правителей к высшим целям справедливости в человеческом социуме подменяются стремлением к власти ради низких целей и достижению материальных интересов.
Говоря о конкретных отрицательных типах государств, Платон называл следующие:
- Тимократия – исторически первый из всех отрицательных типов государств, характеризующийся властью честолюбцев, процветанием их страсти к обогащению. При этом подобные государства изначально были схожи с идеальным устройством – правители были легитимны, воины свободны от ремесленных и земледельческих работ, и т.д., однако по мере распространения страсти к тайному накоплению богатств и драгоценностей, происходит резкое имущественное расслоение и переход ко второму типу отрицательного государства;
- Олигархия – господство немногих над большинством. С точки зрения Платона, при олигархическом государственном устройстве имеет место нарушение основного закона общественного благополучия: «чтобы каждый член общества делал свое и притом только свое». Здесь, напротив, часть членов общества занимается одновременно самыми разнообразными делами, а в то же время, при наличии возможности полного отчуждения собственного имущества, часть населения превращается в «совершенно бесполезных» членов общества, не составляющих части государства;
- Демократия – результат дальнейшего развития олигархии, выраженный во власти и правлении большинства. При этом само общество оказывается в условиях, когда противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, нежели в условиях олигархии и может приводить к открытым социальным противостояниям и столкновениям;
- Тирания – наихудшая, по мнению Платона, форма отклонения от идеального государства, выраженная во власти одного над всеми в обществе, как результат вырождения демократической власти большинства.
Идеальное государство по Платону
Перечисленным выше отрицательным типам государственного устройства, Платон противопоставлял «идеальное государство», в котором, подобно олигархии, управляют немногие, но в отличие от нее, этими немногими могут стать только люди, действительно способные хорошо управлять государством в силу совпадения в них природных задатков и многолетней подготовки к управлению государством.
В числе свойств идеального государства Платон называл:
- Могущество государственной организации и наличие достаточных средств ее защиты от враждебного окружения;
- Систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для каждого из них материальными благами;
- Обеспечение высокого уровня развития духовной деятельности и творчества в государстве;
- И т.д.
Таким образом, идеальный тип государственного устройства, с точки зрения политической философии Платона должен обладать рядом черт нравственной и политической организации, наличие которых позволило бы обеспечить государству решение самых важных задач, стоящих перед ним, что означало бы осуществление идей блага и справедливости.