Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль Платона в литературе

Определение 1

Диалоги Платона — это сочинения, написанные в форме диалогов между различными вымышленными и реальными историческими персонажами. Диалог составляют основную часть всех сочинений философа.

Биография Платона

Точная дата рождения Платона неизвестна. Согласно античным источникам, Платон родился в 427 году до нашей эры в Эгине или в Афинах.

Согласно позднеантичному философу истории Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона Аристокл, что в переводе с греческого означает «наилучшая слава». А прозвище Платон, что в переводе с греческого означает «широкий», дал ему Аристон, борец из Аргона, который учил Платона гимнастике, за крепкое телосложение философа. Ряд историков же считает, что такое прозвище Платон получил за широту слова. Есть даже версия, что прозвище Платону было дано из-за его широкого лба.

Есть и противоположная версия, что легенда о том, что настоящее имя Платона Аристокл появилась в период эллинизма.

Великий философ родился в аристократической семье. Род отца Платона восходил к Кодру, последнему царю Аттики. Предком матери философа был Солон, известный афинский реформатор. Согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно ( что невозможно с научной точки зрения).

Мать Платона, Периктиона, была писательницей. Известными ее трудами являются сочинения «О мудрости» и «О гармонии».

Первым учителем будущего философа был Кратил. А примерно в 408 году до н.э. Платон познакомился с Сократом, которого называл «мудрейшим из эллинов», и стал одним из его учеников. Примечательно, что Сократ является постоянным участников практически всех диалогов Платона. А во время суда над Сократом, Платон был в числе тех учеников, которые предложили денежный залог за своего учителя. После того, как Сократу вынесли приговор, Платон сильно заболел и при последней беседе в темнице не присутствовал.

«Роль Платона в литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

После смерти своего учителя Платон и несколько других учеников переселяются к Евклиду, предыдущему ученику Сократа, который жил в Мегаре. Здесь Платон занимается диалектическими вопросами об основах познания и бытия. Из Мегары Платон едет в Кирену, а затем в Египет, который считался очагом всей мудрости. В 394 году Платон возвращается в Афины. Через пять лет философ отправляется в Южную Италию и Сицилию, где много времени общается с пифагорейцами. Сначала Платона приняли хорошо, но затем отослали с бесчестием. Существуют свидетельства, согласно которым Платона продали в рабство, из которого он позже освободился. В 386 году до нашей эры Платон возвращается в Афины. Здесь он собирает учеников, с которыми ведет беседы о философии. Беседы проводятся в пригородном публичном саде, находящемся примерно в километре от Афин. Здесь он устанавливает Академию.

После смерти Дионисия Старшего в 367 (367) году, его сын Дионисий Младший, друг Платона, приглашает философа и обещает стать верным учеником. Сначала юный тиран управляет обществом под руководством настоящего философа, однако в скором времени такое философское наблюдение Дионисию надоедает, он начинает негативно относиться к Платону и в конце концов выгоняет его. В 361 году Дионисий снова призывает Платона, пообещав помириться с Дионом, своим дядей. Но снова обманывает, и Платону приходится бежать из Сиракуз.

В 347 году до н.э. Платон умер. Похоронен великий философ в Академии. Считается, что его похоронили под именем Аристокл.

Замечание 1

Платоновская Академия — основанный Платоном религиозно-философский союз, получивший свое название в честь мифического персонажа Академа.

Творчество Платона

Творчество древнегреческого философа можно разделить на четыре периода:

  • Ранний период – от казни Сократа до основания Академии
  • Переходный период – 380-е г. до н.э.
  • Зрелый период – 370-360 гг. до н.э.
  • Поздний период – 350-е г. до н.э.

К раннему периоду творчества Платона относятся так называемые сократические диалоги:

  • «Хармид»
  • «Лахет»
  • «Лисид»
  • Гиппий большой»
  • «Евтифрон» и другие.

В них философ воспроизводит сократовские методы обучения и поднимает вопрос о главных понятиях полисной этики, таких как дружба, мужество, благоразумие и т.д. Плато посвящает памяти Сократа диалог «Критон» и «Апологию Сократа». В период основания своей Академии он выступает с достаточно резкой критикой риторики софистов, которая отражается в сочинениях «Протагор» и «Горгий».

На переходном и зрелом этапах творчества Платон разрабатывает собственное учение об эйдосах – идеях, и на основе этого учения создает модель идеального государства. Учение об идеях Платона отражено в диалогах «Пир», «Менон», «Федон», «Федр». В надежде на возможность воплощения в жизнь своей программы Платон в 366 году до н.э. едет в Сицилию к тирану Дионисию Младшему. Однако поездка не увенчалась успехом, и Платону пришлось вернуться в Академию, где он продолжает преподавать.

На позднем этапе творчества Платон продолжает придерживаться своих политических планов и вновь разрабатывает тему государства. Так появляется сочинение «Законы». К этому же периоду относится и «Тимей», космологическая мифология философа. Участи в политике в этот период выражается в переписке Платона с участниками аристократического мятежа в Сицилии. В этих письмах к сторонникам Диона Платон описывает государственные реформы, которые, по его мнению, целесообразно провести. Однако так же, как советы Дионисию Младшему, эти советы тоже не были осуществлены.

Сократические диалоги Платона. Отношение к поэзии

В сократических диалогах Платона вырисовывается новый образ литературного героя – философа. Платон, через цепь разных ситуаций, ведет Сократа к роковому столкновению с полисом. При этом сначала автор показывает его в повседневном быту, в окружении учеников, сограждан, софистов, а затем во время защитительной речи на суде. В конце автор показывает философа в последние дни перед казнью, в тюрьме. Судьба Сократа представлена как многоактная драма с трагическим финалом.

Принципом изобразительной композиции в сократических диалогах Платона является наглядность, которая рождает богатство образных проявлений, игру сложными мифами и символами. А в поздних диалогах диалогическое столкновение мнений сменяется монологическим раскрытием собственной философии Платона.

Замечание 2

Традиции сократического диалога были продолжены и в последующей эллинской литературе, в таких жанрах, как меннипова сатира и диатриба.

Платон попытался рушить спор философий и поэзии, длящийся на протяжении многих веков. В модели идеального государства Платона поэзия получила определенную функцию, отличающуюся от функции философии и не вступающая с ней в противоречие. А источником поэзии признается вдохновение, интуиция, экстаз. Поэзия для Платона не несет нравственное или познавательное значение, главной ролью поэзии является передача своим слушателям божественного вдохновения. Поэзия призвана формировать их души.

Платон ввел понятие подражания, которое означает и прямую речь действующих лиц, и воспроизведение характера в танце и музыке, и усвоение видимого и слышимого зрителем и слушателем.

Замечание 3

Платон разделил поэзию на: смешанную – эпос, подражательную – драму, неподражательную – лирику. Поэзия по Платону выполняет психологическую функцию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot