Общая характеристика и виды политической элиты
Анализ исторического развития современных государств позволяет сделать вывод о том, что во всех из них в той или иной степени сложилось разделение общества на управляемое большинство и руководящее меньшинство, сосредотачивающее в своих руках всю полноту управленческих функций, а также обладающее особыми личностными особенностями и профессиональными качествами, позволяющими ему выполнять соответствующие задачи, оставаясь у власти.
В специальной политологической литературе соответствующее управляющее меньшинство получило название политической элиты. Происхождение данного термина связывается с французским словом «элита», буквальный перевод которого означает нечто «лучшее», «отборное», и т. д., а применительно к политологии - идеи общественного разделения на «высших» и «низших». Окончательное формирование концепций политического элитизма произошло в XIX-XX вв., и связывается с именами таких известных ученых-политологов, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, и др., заслуга которых состоит в оформлении целостного представления о роли политической элиты в координации общественного развития.
При этом также необходимо отметить, что анализ специальной литературе позволяет выявить существование самых разнообразных классификаций политических элит:
- В зависимости от уровня в структуре органов государственной власти различают национальную, региональную и местную элиту (данная классификация в наибольшей степени актуальна для государств с федеративной формой политико-территориального устройства);
- По отношению к действующей власти принято выделять правящую элиту, то есть совокупность деятелей, непосредственно обладающих государственной властью, и оппозиционную элиту (контрэлиту), представители которой несмотря на наличие необходимых качестве и амбиций, на конкретно-историческом этапе лишены доступа к отправлению властных полномочий:
- По объему принадлежащих властных полномочий можно говорить о выделении высшей, средней и административной политической элиты.
Следует отметить, что последняя классификация характеризуется исключительно важным значением для проведения характеристики внутригосударственной политической элиты, поскольку особо обращает внимание на существование, так называемой высшей политической элиты, характеристика которой будет проведена ниже.
Понятие и значение высшей политической элиты
Как было отмечено выше, в специальной литературе особо обращается внимание на существование крайне немногочисленной группы профессиональных политических деятелей, осуществляющих наиболее важные государственно-властные полномочий. В наиболее общем виде, понятие высшей политической элиты может быть сформулировано следующим образом:
Высшая политическая элита – это самостоятельный уровень внутригосударственной элиты, включающий в себя ведущих политических руководителей (и их ближайшее окружение), которые занимают высшие посты в законодательной, судебной и исполнительной власти.
При этом отмечается, что одной из наиболее значительных особенностей высшей политической элиты выступает ее крайне немногочисленный состав – как правило, в соответствующий круг лиц входит 100-200 человек, принимающих наиболее значимые для общества политические решения.
Так, например, в большинстве современных государств к числу представителей высшей политической элиты принято относить непосредственное окружение президента, главу исполнительной власти (премьер-министра) и его заместителей, ключевых министров, руководителей депутатских фракций, спикеров парламента, и т.д.
Кроме того, важное значение для характеристики деятельности высшей политической элиты имеет анализ тех направлений, в рамках которых в процессе непосредственной деятельности представителей соответствующего уровня политической элиты происходит реализация выработанного стратегического курса государственного развития. К таковым принято относить:
- Законодательные мероприятия, связанные с принятием общеобязательных нормативно-правовых актов парламентом, как высшим законодательным органом, правительством, президентом, и т.д.;
- Мобилизующее воздействие, связанное с оказанием различных форм влияния на общественное сознание, складывающиеся отношения, ценностные ориентации граждан, и т.д.;
- Регулирующие мероприятия, направленные, в первую очередь, на распределение и перераспределение в общегосударственных масштабах основных материальных, финансовых и человеческих ресурсов;
- Координирующие мероприятия, поскольку только представителям высшей политической элиты предоставлены полномочия на регулирование взаимодействия центральных и региональных органов государственной власти, а также центральных органов между собой;
- Контрольно-надзорные мероприятия.
Формирование высшей политической элиты
Непосредственная взаимосвязь характера и направлений общественного развития и эффективно применяемых политических решений обуславливает необходимость тщательного отбора лиц, претендующих на замещение высших государственных должностей. В том числе соответствующая проблема является предметом научного интереса наук социально-политического спектра.
При этом в настоящее время обоснованного говорить о существовании двух основных систем отбора высшей политической элиты:
- Система гильдий, характерная в большей степени для авторитарных и тоталитарных государств, однако ее элементы нередко обнаруживаются и при анализе политико-кадрового устройства демократических государств. Для данной системы характерна высокая степень закрытости, наличие высоких требований для занятий должностей, широкое распространение механизмов назначения «сверху», наличие тенденций в самовоспроизводству соответствующего типа политической элиты, и т. д.;
- Антрепренерская система, которая во многом противостоит системе гильдий, так как для нее характерна относительная открытость, наличие возможности для представителей различных групп претендовать на занятие лидирующих позиций, первостепенная значимость личностных качеств, распространение преимущественно выборных механизмов, то есть высшая политическая элиты формируется «снизу», и т. д.