Понятие фашизма
Фашизм представляется крайне правой идеологией, политическим движением и социальной практикой, которые характеризуются следующими чертами и признаками:
- отрицание демократизма и его политической и экономической практики;
- создание режима, который основан на принципах авторитарной, корпоративной государственности, однопартийной системности;
- подавление противников государства и иных инакомыслящих форм;
- создание военизированных образований, взгляд на войну как на двигатель развития естественного типа, неотъемлемую частицу человеческой жизни.
История появления фашизма
Идеологические корни фашизма уходят в 1880 год и, в основном, к тематике «Findesiècle» этого времени. Данная тема основывалась на противопоставлении рационализму, материализму, позитивизму, демократии и буржуазному обществу.
Эта интеллектуальная школа понимала человека частицей наиболее крупной общности, осуждающе относилась к рационалистическому индивидуализму общественности либерализма и упразднение социальных связующих в обществе буржуазии.
Мировоззрение «Findesiècle» образовалось под воздействием разнообразных интеллектуальных разработок, в том числе эстетики Вагнера, биологии Дарвина, расизма Артюра де Гобино, психологии Гюстава Лебона и философии Фридриха Ницше, Федора Достоевского и Анри Бергсона.
Социальный дарвинизм, получивший мощное признание к этому времени, не видел отличия меж физической и общественной жизнью, видел существование индивида в форме непрекращающейся борьбы за выживание. Акцент дарвинизма социума на идентичность биологической группы и роль органических отношений общества поспособствовали легитимности и привлекательности национализма.
Вновь созданные теории политической и социальной психологии тоже отвергали понятие рационального поведения индивида, и утверждали, что воздействие эмоций по политическим вопросам является большим, чем воздействие разума.
Аргументация Ницше о том, что "Бог умер", сочеталась с его нападками на «стадное чувство» демократии, христианства и коллективизма современного времени. Его концепция Übermensch «Сверхчеловек», его защита воли к властности в форме изначального инстинкта оказывали большое влияние на множество представителей поколения «Findesiècle».
Гаэтано Моска в своем труде «Правящий класс» 1896 года создал концепцию, утверждающую, что во всех обществах «организованное меньшинство» будет властвовать и доминировать над "неорганизованной общностью". Моска утвердил, что существует лишь два класса в обществе:
- "управляющих" - организованного меньшинства;
- "управляемых" - неорганизованный большинство.
Он также считал, что организованный характер организованного меньшинства выставляет его привлекательным для каждого человека в неорганизованном большинстве.
Французский реакционный монархист и националист Шарль Моррас также оказал воздействие на развитие фашизма. Он занимался пропагандой интегрального национализма, призывающий к органическому единению нации.
Моррас считал, что могущественный монарх - идеальный лидер нации. Моррас не верил "демократической мистификации воли народа", которая вела к образованию безличного коллективного субъекта. Он считал, что могущественный монарх является персонифицированным властителем, который может применять собственный авторитет для соединения людей внутри государства.
Интегральный национализм Морраса идеализировался фашистами, изменялся в модернизированную революционную форму, которая лишена монархизма.
Революционный синдикалист французского происхождения Жорж Сорель в собственных работах выступал за легитимность насилия в политике, пропагандировал меры радикального характера для достижения революции и свержения буржуазии и капитализма посредством всеобщей забастовки.
В своем наиболее известном труде "Размышления о насилии" 1908 года Сорель подчеркнулнеобходимость новой религииполитики. В своем труде"Иллюзии прогресса" Сорель осуджал демократию за реакционный характер, говоря, что "нет ничего наиболее аристократичного, чем демократизм". К 1909 году, после падения синдикалистской общей забастовки во Франции, Сорель и его сподвижники покинули левых радикалов, примкнули к радикалам правого типа, где они делали попытку объединения воинствующим католицизм, французский патриотизм со своими взглядами политики, поддерживая антиреспубликанских христианских патриотов в образе идеальных революционеров.
Изначально Сорель официально был ревизионистом марксизма, а в 1910 году он заявил о своем отказе от социализма, использовав афоризм БенедеттоКроче, что «социализм мертв» из-за "разложения марксизма".
С 1909 года Сорель стал приверженцем реакционного национализма Шарля Морраса, который проявил интерес к соединению собственных националистических идеалов с синдикализмом Сореля в форме средства противопоставления демократизма. Моррас заявил, что «социализм, который освобожден от космополитического и демократического элемента, подходит национализму ровно таким же образом, как отлично сшитая перчатка подходит для красивой руки".
Совмещение национализма Морраса и синдикализма Сорелья оказали крупное воздействие на радикального итальянского националиста ЭнрикоКоррадини. Он гласил о необходимости движения национал-синдикалистов во главе с антидемократами и аристократами, которые бы разделили приверженность революционных синдикалистов к разрешительным действиям и готовности к сражению.
Коррадини заявлял об Италии как о "пролетарской нации", которой важно производить империалистическую политику, чтобы выбросить вызов плутократическим режимам Великобритании и Франции.
На установление фашистской идеологии в форме социального течения наибольшее влияние оказывал публицист британского происхождения Томас Карлейль.