Общая характеристика идеологии русского консерватизма
В нашей стране на протяжении всей истории развития политической науки наблюдался широкий интерес исследователей к вопросам и проблемам объяснения основ государственного устройства и поиска форм их наиболее оптимального разрешения, в том числе, посредством проведения теоретического осмысления различных политических идеологий.
Не стала исключением в этом отношении и консервативная идеология, которая в нашей стране отличается определенной спецификой, в том числе, благодаря которой на протяжении последних столетий идеология консерватизма выступает одним из наиболее влиятельных течений политической мысли.
Окончательное становление и оформление идеологии русского консерватизма в самостоятельное течение политической мысли произошло в начале XIX в. в результате осмысления и выражения в воззрениях консерватизма стремления широких слоев населения к сохранению собственной самобытности, в том числе, путем сохранения монархического строя.
Обозначенная тесная связь русского консерватизма и монархизма не случайна, поскольку, как отмечается в специальной литературе, консерватизм в нашей стране во многом выступил в качестве реакции на потенциальную угрозу разрушения привычного многовекового уклада общественной жизни под влиянием западных революций.
Проводя общую характеристику содержания идеологии русского консерватизма, представляется необходимым обратить внимание на то, что в его основу положена многовековая традиция православного устройства жизни общества и индивидов, при сохранении сильного централизованного государства и распространении антизападных идей.
Несмотря на общее принятие обозначенной идеи всеми идеологами русского консерватизма, анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, внутри соответствующей идеологии постепенно сформировались два относительно обособленных направления, представители каждого из которых утверждали необходимость признания определенной модели идеологии русского консерватизма. Соответствующие направления получили названия «официально-монархического» и «славянофильского», характеристика их содержания будет проведена ниже.
Основные идеи идеологии русского консерватизма с точки зрения представителей официального монархизма
Формирование и постепенное развитие идей официального монархизма началось в конце XVIII в.– видные общественные и политические деятели (Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, и др.) обосновывали идею о том, что основой обеспечения стабильности и развития в нашей стране выступают:
- особый самодержавно-монархический тип формы правления,
- многовековая традиция православия.
Впоследствии, к обозначенным началам российского политико-государственного устройства С.С. Уваров добавил «народность», а соответствующая формула «православие, самодержавие, народность» трактуется историками и политологами в качестве официальной правительственной идеологии второй четверти XIX в.
При этом следует отметить, что народность как элемент отечественного государственного устройства и идеологии русского консерватизма, сам С.С. Уваров понимал следующим образом:
Народность – особая модель взаимодействия самодержца (царя) и подданного ему народа, в основу которой была положена вера людей в величие, справедливость и «обожествленность» царского правления.
Представители рассматриваемого направления идеологии русского консерватизма также обосновывали точку зрения о принципиальной невозможности заимствования и перенесения в Россию любого рода политических институтов, а равно о проведении либеральных преобразований, что, по их мнению, обуславливалось глубокой религиозностью православного народа, его преданностью царю и идеям самодержавия, а также традиционно крепким моральным единством и сплоченностью.
Также российским сторонникам идеологии консерватизма было традиционно присуще скептическое отношение к институтам и механизмам народовластия, и демократии в целом. В частности, была распространена точка зрения о том, что соответствующие демократические процедуры являются искусственными, поддельными и не в силах выражать подлинную волю народа.
Особенности славянофильского понимания идеологии русского консерватизма
Как было отмечено выше, в период бурного становления и развития консервативной идеологии в нашей стране, основная масса соответствующих идей сосредоточилась в рамках двух направлений – рассмотренная выше теория официального монархизма, и славянофильское направление русского консерватизма, характеристика содержания которого будет проведена в представленном разделе.
Так, прежде всего, следует обратить внимание на то, что с содержательной точки зрения основу консерватизма в понимании славянофилов составляли культурно-религиозные и национальные начала российского народа. Подобный подход во многом предопределялся утверждением тезиса о принципиальном отличии западного и российского путей развития, при идеализации исторического прошлого нашей страны, неповторимость которого объяснялось наличием русской национальной идей, сосредотачивающей в себе и выражающей вовне своеобразие народа.
При этом славянофилы, несмотря на, безусловно, консервативное основание разделяемой ими концепции, действительно считали возможным преодоление Россией текущего экономического и технического отставания от Западных стран, и даже последующее опережение таковых, однако не путем бездумного копирования зарубежного опыта, а посредством обеспечения развития по собственному самобытному пути.
В то же время, важной сущностной чертой, позволяющей судить о специфике славянофильства, как направления идеологии русского консерватизма, выступает то, что прямо утверждая неприемлемость копирования западного опыта, представители рассматриваемого направления не только не проявляли враждебности по отношению к Западу, но и высоко оценивали их достижения в различных сферах науки и техники.