Общая характеристика проблем государственности
Становление и развитие государственности сложные многоуровневый процесс, неизбежно сопровождаемый некоторыми проблемными моментами и затруднениями. При этом существо проблем государственности гораздо более уникально нежели иные свойства или признаки рассматриваемого явления. В этой связи не могут быть выделены некие общие проблемы государственности, свойственные любых субъектам мирового сообщества на том или ином этапе исторического развития.
В этой связи наиболее целесообразным представляется рассмотрение проблем государственности на примере тех из них, которые характерны для Российской Федерации на современном этапе ее развития.
Исследователями рассматриваемого вопроса высказывается точка зрения о том, что среди проблем становления современной отечественной государственности в постсоветскую эпоху, прежде всего необходимо выделять проблемы государственно-институционального характера.
Так, уже на протяжении без малого четверти века в нашей стране создается новый государственный строй, основные институциональные основы которого сформулированы в нормах Конституции 1993 года.
Анализ отдельных конституционных положений позволяет сделать традиционный вывод о том, что формой правления в нашей стране выступает смешанная республика, характеризующаяся большой значимостью парламента, а также его паритетным взаимодействием с руководителем государства – президентом. Однако анализ фактической ситуации в данной сфере, сложившейся в рамках реализации компетенций, предусмотренных нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы, позволяет сделать вывод о том, что в действительности, в нашей стране складывается президентская республика, руководитель которой обладает колоссальными, несравнимо большими по сравнению с парламентом, полномочиями по определению основных направлений внутренний, а в не меньшей степени – и внешней политики российского государства.
В этой связи, одной из проблем современной российской государственности может быть названа малая роль и самостоятельность Парламента и Правительства, в условиях сосредоточения власти в руках Президента.
Проблемы формирования правового федеративного государства
Наряду с затруднениями, связанными с формой правления, проблемным моментом признается реализация конституционного положения о провозглашении Российской Федерации правовым государством. Несмотря на то, что с момент принятия Конституции РФ прошло более двух десятков лет, ученые, исследующие вопросы современной отечественной государственности единодушно сходятся во мнении о том, что конституционная задача построения действительно правового государства до сих пор не выполнена. При этом причинами существования соответствующей проблемы называются:
- Отсутствие необходимого правового пространства, отношения в котором были бы урегулированными качественными по содержанию нормативно-правовыми предписаниями;
- Недостаточность правовой культуры как среди населения страны в целом, так и в среде аппарата государственного управления;
- Проблемы менталитета граждан РФ, заключающиеся в том, что те ценности, которые соответствовали бы основам государственности, установленной Конституцией РФ пока не стали доминирующими в сознании россиян.
Еще одной проблемой российской государственности, продиктованной федеративной формой государственного устройства выступает то, что, несмотря на провозглашение симметричности правового статуса субъектов, фактически – объем их прав и обязанностей различен, неравнозначны политические и экономические возможности различных субъектов РФ. Кроме того, до сих пор сохраняется ситуация противоречия норм федерального и регионального законодательства, существование которой негативно сказывается на общем правовом «климате» Российской Федерации.
При этом, думается, что планомерное решение даже тех немногих проблем государственности, которые выделены и проанализированы в рамках данной статьи позволит приблизиться к тем целям, которые провозглашены Конституцией РФ.