Общая характеристика источников государственности
Государственность в современном понимании, как система профессионального управления делами общественной значимости основывается на двух основных группа источников – материальных и юридических.
Материальные источники государственности в наиболее общем виде могут быть определены следующим образом:
Материальные источники государственности – существующие в действительности условия общественной жизни, а также фактически сложившиеся политические, экономические, социальные и иные общественно-значимые отношения, предопределяющие сущность и содержание государственности на конкретном отрезке исторического развития общества.
Несмотря на значимость материальных источников в вопросе формирования государственности, а также национальной правовой системы того или иного государства в рамках конкретного исторического периода, большее практическое значение традиционно имеет изучение юридических источников государственности.
Юридические источники государственности – конкретные формы внешнего выражения государственно-правовых норм различной юридической силы, сфера действия которых распространяется на всю территорию государства.
Рассмотрим подробнее отдельные виды юридических источников государственности.
Виды юридических источников государственности
Среди юридических источников государственности особое место традиционно отводится Конституции, как основному нормативно-правовому акту государства, одновременно выступающей ключевым источником государственности, характеризующимся непосредственностью применения и установлением основ конституционного строя, системы органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.
Следующим важным источником государственности, выделяемым, например, в Российской Федерации и иных государствах с федеративным типом государственного устройства выступают федеральные конституционные законы.
Федеральные конституционные законы, как источники государственности характеризуются тем, что принимаются непосредственно по тем вопросам, которые закрепляются Конституцией (например о вопросах, связанных с установлением судебной системы государства), находятся в ведении федерации, и отличаются особой юридической силой и порядком принятия и введения в действие.
Наиболее обширным по кругу регулируемых вопросов и предметов ведения выступают Федеральные законы, нормы которых посвящены регулированию вопросов, связанных с обеспечением и реализацией государственной власти, государственной безопасностью и т.д.
На уровне подзаконного нормативно-правового регулирования в качестве источников государственности называются отдельные указы Президента, нормы которых посвящены:
- урегулированию отдельных основ государственного управления,
- назначению процедур референдума,
- утверждению структуры федеральных органов власти,
- и т.д.
При этом содержание нормативных указов Президента, ввиду особенностей юридической силы рассматриваемого источника государственности должно находиться в соответствии с Конституцией и федеральными (в том числе федеральными конституционными) законами.
Еще одним видом юридических источников государственности в ряде случаев выступают отдельные постановления Высшего органа исполнительной власти и некоторых органов исполнительной власти.
Такими источниками, в частности, могут признавать акты посвященные установлению системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.