Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Источники государственного управления

Диспозитивные императивные источники государственного управления

К числу источников нормативно-правового регулирования государственного управленческого воздействия относятся следующие:

  1. Источники централизованного (или императивного) правового регулирования государственного управленческого воздействия. Здесь используется в качестве метода правового регулирования метод субординации. Этот вид регулирования строится на властно-императивных началах: властный субъект издает предписания, которые являются обязательными для подчиненных субъектов. Такой характер носят практически все акты органов государственного управления, в том числе, когда действия таких актов распространяется на нижестоящие органы публичной власти, например, при регулировании отношений между федеральными органами и региональными органами, между федеральными, региональными и местными органами власти;
  2. Источники децентрализованного (или диспозитивного) правового регулирования государственного управленческого воздействия. Источники рассматриваемого вида правового регулирования используют метод координации. Здесь правовое регулирование государственного управленческого воздействия реализуются путем переговоров, согласования воли сторон, принятия совместных актов или поддержание инициативы, которая исходит от нижестоящих органов государственной власти.
Статья: Источники государственного управления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Методы, которые используются при формировании источников государственного управления, обуславливают и способы реализация государственного управления. К числу таких способов относятся:

  • позитивное обязывание, когда на объект управления возлагаются прямые обязанности по совершению конкретных действий. При этом регламентации могут быть подвержены и способы, и процедуры осуществления таких действий;
  • установление запретов. Этот способ предполагает, что на объект государственного управленческого воздействия возлагается прямая обязанность воздерживаться от осуществления конкретных действий;
  • дозволение. Названный способ правового управленческого воздействия на объект управления предполагает, что последнему предоставляется возможность действовать по своему усмотрению в определенных рамках, установленных законом.

Все названные способы используются в источниках государственного управления для упорядочения управленческого процесса, однако наиболее востребованным является способ позитивного обязывания. Так, устанавливая компетенцию конкретного органа публичной власти, субъект управления традиционно использует перечень действий, которые должен осуществлять государственный орган, более конкретно – государственные служащие, в определенной сфере управления. При этом органу публичной власти может быть предоставлена определенная свобода при принятии конкретных решений и действий, то есть дозволение совершить по своему усмотрению какие-то действия в рамках предоставленных законом полномочий. Запретительные нормы чаще всего используются при регламентации правового статуса государственных служащих, в частности, устанавливаются запреты на осуществление определенных видов деятельности, на совмещение должностей государственной службы и т. д.

«Источники государственного управления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Природа управленческой деятельности обусловливает использование для ее регулирования источников конституционного и административного права.

Виды источников государственного регулирования

Формы правового регулирования, которые используются для установления правового статуса органов публичной власти и должностей государственной службы определяются местом соответствующего органа государственной власти в государственном механизме. Деятельность высших государственных органов власти регулируется на законодательном уровне, в то время как деятельность нижестоящих органов может быть урегулирована в подзаконных нормативно-правовых актах. Итак, к числу источников государственного управления относятся:

  • Конституция РФ как основной закон страны. Конституция определяет политический строй, закрепляет основы конституционного строя, гарантирует права личности, определяет форму правления, форму государственного устройства, судебную систему и другие важнейшие вопросы государственного устройства;
  • по вопросам, прямо предусмотренным в основном законе страны принимаются федеральные конституционные законы. Это законы высшей юридической силы, они должны соответствовать Конституции. Так, например, порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом, судебная система страны также устанавливается федеральным конституционным законодательством;
  • во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов по предметам федерального ведения принимаются федеральные законы, федеральные законы принимаются также по предметам совместного ведения Российской Федерации и регионов. Так, например, в сфере государственного управления действует федеральные законы о службе в органах внутренних дел, о государственной гражданской службе и др.;
  • региональным законодательством регламентируется вопросы государственного управления на региональном уровне. Такие законы принимаются по предметам совместного ведения регионов и Российской Федерации и по вопросам, которые отнесены к ведению регионов;
  • широко государственное управление регулируется подзаконными нормативными правовыми актами – указами и распоряжениями Президента РФ, постановлением и распоряжением Правительства РФ, актами представительных и исполнительных органов регионального и местного уровней, а также ведомственными актами исполнительных органов в пределах их компетенции.

Отсюда, можно говорить о следующих формах правового регулирования государственного управления:

  1. Законодательное – для определения основ государственного управления, регламентации высших деятельности высших органов власти и управленческого воздействия в важнейших социальных сферах;
  2. Нормативное – для регламентации деятельности нижестоящих органов и конкретизации основных направлений управленческого воздействия для конкретной области общественных отношений;
  3. Самоуправленческое – непосредственное регулирование общественных отношений на местном уровне.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot