Государственный строй Германии
ФРГ (Федеративная Республика Германия) собой представляет конституционную федерацию, учрежденную на основе Конституции 1949 года. Система отношений Федерации и земель, и земель между собой можно охарактеризовать как кооперативный федерализм (так как имеет место законодательно оформленное их сотрудничество между собой).
Федеративная Республика Германия включает 16 земель и в том числе три города, такие как Гамбург, Берлин, Бремен.
Политическую систему страны можно разделить на два уровня:
- федеральный (на нем принимаются общегосударственные решения, а также решаются вопросы международного значения)
- региональный (решаются задачи уровня федеральных земель).
Каждый из уровней имеет свои органы законодательной, исполнительной, а также судебной власти.
Основные принципы федеративного устройства Германии
Ими являются:
- в землях конституционный порядок должен отвечать принципам социально-правового, демократического и республиканского государства
- на всей территории страны должен быть единый уровень жизни
- у всех земель равный статус
- разделение компетенции Федерации и земель (в компетенцию Федерации входят: оборона, международные отношения, железные дороги и т. д.)
- согласно Конституции, может допускаться так называемое «федеральное принуждение» (в случаях, если земля не выполняет своих функций и обязательств)
- учреждения Федерации, а также земель, в случае необходимости обязаны оказывать друг другу административную и правовую помощь (что соответствует концепции «кооперативного федерализма»).
На федеральном уровне исполнительная власть представлена федеральным правительством, возглавляемого федеральным канцлером.
Местное самоуправление
В ФРГ земли делятся на округа (число которых превышает 50). В свою очередь, округа делятся на районы, а также на города со статусом районов (всего их имеется около 630). Районы делятся на общины (при этом у некоторых городов имеется статус общины). В мелких землях может и не быть деления на округа.
Конституция земель регулирует организацию и положение административно-территориальных единиц страны.
Существует четыре модели организации местного самоуправления, а также управления в общинах:
- южногерманская (характерна для Баварии); представительным органом является совет общины, а бургомистр – это исполнительный орган (при этом, ведущую роль играет совет)
- северогерманская (Нижняя Саксония). Здесь основной особенностью является то, что представительный орган (который избирается населением данной земли) избирает директора общины, а также исполнительный комитет (решающую роль также играет совет)
- совет – бургомистр (Саар, Пфальц). Население избирает представительный орган. Бургомистра (наделенного достаточно широкими полномочиям) избирает представительный орган. По своей должности, бургомистр является председателем представительного органа.
- совет – магистратура (земля-город Гамбург, земля Гессен). Население выбирает представительный орган. Исполнительный орган – коллективная магистратура, которую избирает совет. Бургомистр занимается в основном текущими делами, в то время, как наиболее важные, сложные, стратегические вопросы решаются коллегиально. Министерство внутренних дел, а также вышестоящие районные и окружные управления министерств осуществляют правовой надзор за деятельностью муниципальных органов. Административные суды осуществляют судебный контроль.
В ответственности земель находится большинство судебных разбирательств. Что касается федеральных судов, то они, главным образом, проверяют решения судов земель на предмет формальной законности, а также занимаются пересмотром дел.
Опыт германского федерализма является очень ценным с практической и с теоретико-правовой точки зрения.