Понятие и признаки этнократии
Анализ исторического развития человечества, позволяет сделать вывод о существовании в прошлом и настоящем множества форм правления, политических режимов, систем государственности и т.д. В качестве примера одной из таких систем предлагается рассмотреть этнократию. Сам термин произошел от сочетания древнегреческих слов, обозначавших «народ» и «власть», а определение рассматриваемой формы политико-государственного устройства может быть сформулировано следующим образом:
Этнократия – общественно-политический строй, в рамках которого государственная власть принадлежит элите, состоящией исключительно из представителей определенного народа (этноса).
Иными словами в наиболее общем виде этнократия, как общественный строй может быть охарактеризована, как система государственного управления, порожденная господством национальной элиты над индивидуальными правами и интересами личности в обществе.
В качестве примеров этнократических государств в литературе принято называть нацистскую Германию, Южно-Африканскую Республику в период апартеида, Уганда, Бирма, Филиппины и другие государства.
При этом проводя характеристику этнократического политического режима, исследователями отмечается его неустойчивый характер, в том числе связанный с тем, что в рамках соответствующей социальной организации преобладают не традиционные институциональные, нормативные или бюрократические механизмы централизованного управления обществом, а механизмы, основанные на личности политического лидера – представителя титульной нации.
В этой связи, ключевым недостатком этнократии выступает ее неспособность реализовывать цели эффективного поступательного общественного развития, поскольку имеет игнорирование важнейших, в том числе экономических задач государства, и их подмена на поддержание внутриклановой лояльности, этнической, национальной, расовой и иной принадлежности и т.д.
Анализ исторического развития государств, отдельные этапы исторического развития которых связаны с расцветом этнократических начал государственного управления, позволяет сделать вывод о том, что жизнеспособность этнократии во многом поставлена в зависимость от наличия харизматического лидера, способного объединить вокруг себя людей, разделяющих его взгляды, в том числе в связи с единством их этнического происхождения.
Формирование этнократических идей
Анализ социологической и политологической литературы позволяет сделать вывод о существовании различных точек зрения относительно момента и причины возникновения идей, содержание которых позволяет говорить об их отнесении к этнократическим воззрениям. Рассмотрим основные точки зрения:
- Представители первого подхода к определению первоисточника этнократических идей, связывают их возникновение с возросшим в XVIII-XIX вв. интересом ученых к осмыслению и описанию властных отношений. При этом в соответствующие период все чаще учитывались влияние и воздействие этнических факторов на общественную жизнь и процесс осуществления политического руководства. К началу XX в. употребление понятий раса, нация стало приобретать идеологизированный политический окрас, и было положено в основу революционных воззрений того времени;
- Представители второго подхода – напротив, видели причину распространения этнократических идей в фактических процессах, связанных с расовыми идеологиями и стремительным развитием международного рынка, в рамках которого взаимодействие представителей различных народов и рас стало массовым и воздействующим на жизнь многих государств. Говоря конкретнее, этнократизм в этой сфере был порожден, во-первых, практикой привлечения рабского труда из менее развитых африканских стран, а во-вторых, конкурентным характером взаимодействия государств, в результате которого сложилась идеология шовинизма, то есть превосходства одного этноса над всеми другими;
- Третья группа теорий связывает развитие этнократии с колониальной практикой многих европейских государств, выразившейся в постепенном установлении их господства над многими территориями, а также с возникшей впоследствии необходимость научного и политического обоснования колониализма;
- В рамках четвертого подхода происхождение этнократии в большей степени связывалось с конфессиональными факторами. Поскольку, по их мнению, для утверждения этнократических притязаний в первую очередь привлекалась религия, действия которой выливались в миссионерские движения, зачастую нетерпимо относившиеся к представителям иных конфессий.
Средства и методы этнократии
Этнократические идеи, в процессе становления основой государственного устройства требуют использования определенных, зачастую негуманных средств и методов, основными из которых выступают:
- Геноцид – намерение уничтожить полностью или частично определенную национальную, этническую, расовую или религиозную группу;
- Этнические чистки – одна из форм геноцида, проявляющаяся в изгнании или вытеснении этноса, отличного от признаваемого политической элитой;
- Этническая сегрегация, сущность которой состоит в разделении правового поля по определенному этническому религиозному или расовому признаку;
- Апартеид – негативная форма воздействия, выражающаяся в лишении либо существенном ограничении социально-экономических и политических прав определенных этнических групп, вплоть до создания условий для их территориальной изоляции
В числе одного из наиболее классических проявлений политики апартеида может быть названо устройство бывшего расистского режима Южно-Африканской Республики, руководство которой предприняло все возможные меры к раздельному проживанию белого и негритянского населения, а также к лишению последних большинства гражданских прав и их выселению в специально выделенные регионы и места проживания.